Стороженко Андрей Владимирович

Andrey Vl. Storozhenko.jpegСтороженко Андрей Владимирович – русский историк, славист, археограф, публицист, литературовед, меценат, земский общественный и политический деятель. Русский националист, член Киевского клуба русских националистов, критик украинства и украинского национализма, противник украинофильства. В своих сочинениях Стороженко выражал консервативный взгляд на историю России, отстаивал единство Русского народа в трёх его ветвях — великорусской, малорусской и белорусской. Он рьяно критиковал украинских сепаратистов, считая, что их деятельность несёт лишь разруху и вред (и как показывает история, несомненно был прав).
Украинский историк Виталий Тельвак пишет, что украинская публицистика подвергла Стороженко критике за «безоглядное антиукраинство», проявившееся в его работе «Украинское движение». Тельвак подчеркнул, что этот потомок знатного старшинско-казацкого рода в традиционных для русских приверженцев правомонархической идеологии тёмными красками изображал украинское национальное движение. Несмотря на всё выше перечисленное Стороженко причисляется украинской историографией к “украинским историкам”.
Андрей Стороженко происходил из старинного казацко-старшинского рода Стороженко.
В 1908 году вступил в организованный в Киеве Клуб русских националистов. В Клубе читал доклады, один из которых «Происхождение и сущность украинофильства», прочитанный на собрании от 17 ноября 1911 года, был издан в 1912 году отдельной книгой в Киеве. Состоял также в Киевском русском собрании (монархической организации, выделившейся из Киевского отдела Русского собрания) и в киевском отделе Всероссийского национального союза.
В 1918 году написал и издал в киевском журнале «Малая Русь» статью «Малая Россия или Украина?», посвящённую разбору вопросов о генезисе названия «украина» и его соотношения с историческими понятиями «Русь» и «Малороссия» и существовании единого русского народа как объединения трёх народностей и рассматриваемую в качестве наиболее подробно исследующей этимологию слова «украина» как в русском, так и польском языках.
После эмиграции дальнейшая судьба Стороженко исследователям остаётся неизвестной.
Его перу приписывается исторический очерк, вышедший под псевдонимом «А. Царинный»: «Украинское движение». Псевдоним «Царинный» использовал дед Андрея Стороженко, и, кроме того, в этом исследовании затрагиваются темы, в которых А. В. Стороженко являлся экспертом. По данным, содержащимся в работе, книга, приписываемая перу Стороженко, была завершена в ноябре 1924 года, и оказалась написана в условиях беженства «в одной из славянских стран». Книга была издана в 1925 году в Берлине по инициативе князя Александра Волконского, причём Волконский в предисловии к этой книге пишет об Андрее Царинном как о «неизвестном» авторе.
В работе Стороженко пытается дать собственное определение «украинца»:
«Украинцы» — это особый вид людей. Родившись Русским, украинец не чувствует себя Русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит всё русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом — кем угодно, но только не Русским. Слова: Русь, Русский, Россия, Российский — действуют на него, как красный платок на быка. Без пены у рта он не может их слышать. Но особенно раздражают «украинца» старинные, предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский. Слыша их, он бешено кричит: «Ганьба!» («Позор!» От польск. hanba). Это объясняется тем, что многие из «украинцев» по тупости и невежеству полагают, будто бы в этих названиях кроется что-то пренебрежительное или презрительное по отношению к населению Южной России. – Андрей Царинный (Стороженко А. В.). Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям // Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола.
Цитаты:
-Украинский туман рассеется и русское солнце взойдет!
-«Украинская идея» — это гигантский шаг назад, отступление от русской культуры к тюркскому или берендейскому варварству. В древнерусской летописи часто повторяется о тюркских кочевниках, что они «заратишася» на Русь, то есть пошли на Русь ратью, войной. Возрождаясь в «украинцах», они опять идут войной на Русь — в области культурной: они хотели бы стереть всякий след «русскости» в исконной, сердцевинной, Малой (в греческом понимании) Руси. Всё русское для них — предмет глубочайшей ненависти и хамского презрения.. (А. В. Стороженко. Украинское движение)