Штампы в искусстве

Штамп это шаблон, известный образец, повторяемый в различных сюжетах произведений искусства.
Штамп в искусстве это установленные традицией, готовые и получившие известность формулы (амплуа, архетип, мотив, сюжетный ход, тема), часто используемые в фильмах, мультфильмах и литературных произведениях.
Даже в древние времена сюжетное искусство было формульным. В произведениях использовались готовые шаблоны, освящённые традицией: например, «злодей», «герой», «некто терпящий несчастья», «младший сын», «романтическая возлюбленная», «благородный отец», «плут», «простак», «блудница», «внезапное вмешательство божества» и т. п.
А по прошествии веков, с развитием культуры, и уж подавно – с появлением «массовой культуры», формульность начала просто зашкаливать. Формул, сиречь штампов, накопилось видимо-невидимо. Авторам всё труднее было придумать оригинальный сюжет. В настоящее время оригинальность сюжета фактически означает необычную сборку известных штампов, а не полное воздержание от них (в наши дни это уже просто невозможно, потому что повторы и штампы неизбежны).
Литературные произведения, фильмы и мультфильмы строится на штампах. Один и тот же штамп неоднократно обыгрывается различными авторами. Причин для этого очень много, а одна из главных причин – в настоящее время практически невозможно избежать каких-либо сюжетных повторов. К тому же, штамп представляет собой удачную, плодотворную формулу, которую грех не использовать снова. И снова, но уже с вариациями. И снова, но уже пародируя (например, мультфильм Шпионские страсти и т.д).
Кодификатор штампа – произведение, где какой-либо штамп проявляется настолько ярко, что именно это произведение первым всплывает в памяти, когда речь заходит об этом приёме. Кодификатор не следует путать с первопримером и первоисточником названия, хотя они часто совпадают.
Первопример – место рождения штампа, вне зависимости от того, насколько оно известно в массовом сознании, а первоисточник названия – то, в честь чего он назван.
Одним из элементов оживления штампов и приложения к ним фантазии являются игры со штампами.
Игры со штампами: Аверсия, Субверсия и Инверсия.
Аверсия – это сознательное избегание штампа. Аверсия – это тот случай, когда аудитория ждёт штампа – а он не появляется.
Примеры.
-А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» – отказ Онегина Татьяне и Татьяны Онегину. Штампы тогдашней романтической литературы требовали, чтобы в ответ на признание мужчина либо воспылал страстью и потащил девушку к венцу, либо коварно соблазнил и бросил. То, что девушке можно просто вежливо отказать, никому не приходило в голову. Поскольку сейчас этих штампов никто не знает, мало кто замечает, что в этом месте есть аверсия.
-Б. Васильев, «А зори здесь тихие…»: ранение в руку (безобидная рана) с последующим купанием в болоте закончилось для старшины Васкова сепсисом и, видимо, гангреной. Жизнь ему врачи спасли, а вот руку – нет.
Субверсия (букв. «подрывание») – вид игры со штампом, отыгрывание штампа с каким-то неожиданным нюансом. От аверсии отличается тем, что при аверсии аудитория ждёт штампа, руководствуясь исключительно законами жанра – штамп не появляется; а при субверсии уже в самом сюжете дан намёк, что вот оно, сейчас будет – и вроде бы поначалу так оно и происходит, но потом штамп отыгрывается совсем иначе, нежели ожидалось.
Штампы, сами по себе являющиеся субверсиями других штампов:
Плохой хороший конец – субверсия штампа Хэппи-энд.
Пережить самопожертвование – субверсия штампа Героическое самопожертвование.
Инверсия (букв. «обращение») штампа – это его отыгрывание в строго зеркальном виде, выворачивание наизнанку, превращение в его противоположность.
Взаимными инверсиями являются:
Хороший плохой конец и Плохой хороший конец
Хэппи-энд и Несчастливый конец
Герой переходит на тёмную сторону и Злодей переходит на светлую сторону
Список штампов
:

А где бабуля?
А двести двадцать не хочешь?
Безобидная рана
Белая рубашка смерти
Бесполезная кавалерия
Вечная любовь
Волшебство было в тебе
Вот это поворот
Враг мой
Героический антагонист
Героический преступник
Героическое самопожертвование
Герой
Герой-недотёпа
Герой-хитрец
Герой становится злодеем
Говорить пословицами и поговорками
День сурка
Долгоиграющая шутка
Жестокое милосердие
Закадычные враги
Замороженное время
Злодей-недотёпа
Злодейский аффект
Злодей переходит на светлую сторону
Злой и страшный серый волк
Зло ради самого зла
Истребление
Казался плохим. Оказался хорошим
Казался хорошим. Оказался плохим
Контрабандисты
Коронная фраза
Крутая бабуля
Крутой в историческом костюме
Культурный великолепный мерзавец
Мультяшная физика
Навык Чехова
Не смотри на это
Не рой другому яму
Неисправимый злодей
Несовместимая с жизнью крутость
Новая девушка Бонда
Обезглавленная армия
Один в поле воин
Пережить самопожертвование
Перейти черту добра и зла
Персонаж-маска
Песня героя о себе
Плохой конец
Плохой хороший конец
Победитель дракона сам становится драконом
Погоня
Поймать стрелу рукой
Помощь волшебных сил
После такого не выживают
Поэт и воин
Появление кавалерии
Предательская кавалерия
Протагонист-злодей
Протагонист-ребёнок
Разный цвет волос
Разрядка смехом
Самоубийственная самоуверенность
Сапогами попирают из Вселенной
Сирано
Смерть - лучшее алиби
Спящий агент
Толстый и тонкий
Трусишка зайка серенький
Убийца - один из нас
Умная говорящая птица
У страха глаза велики
Участь хуже смерти
Фальшивый герой
Хороший парень
Хороший плохой конец
Хэппи-энд
Шо, опять?!
Это был всего лишь сон
Ядовитая персона