Русский стиль

Русский стиль – направление в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании приёмов, традиций и форм древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.
Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъёма интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. Стоит отметить, что в советской практике Русский стиль нередко пренебрежительно называли “псевдорусским стилем”.
Русский стиль (включает русско-византийский стиль, невизантийский стиль и появивший в начале ХХ века неорусский стиль).
Русско-византийский стиль.
Одним из первых течений, возникших в рамках русского архитектурного стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Пример Русско-византийского стиля:
Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — православный собор русско-византийского стиля, построенный в начале XX века в городе Феодосия (Соборная улица, 52).
Древнерусский стиль.
Для другого направления русского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Горностаева. Ярким примером этого направления является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина. В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких построек русского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872).
К началу 1880-х гг. ропетовское направление сменило новое официальное направление, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки. В рамках данного направления были возведены:
-Верхние торговые ряды (1890—1893, архитектор Александр Померанцев). С 1921 года ГУМ. Постройка выдержана в русском стиле: элементы декора заимствованы у русских памятников эпохи узорочья, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны завершению соседнего здания Исторического музея.
-Здание Исторического музея (1875—1881, архитектор Владимир Шервуд)
-Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.
В 1903-11 гг в Воронеже построена Казанская церковь в Отрожке. Церковь построена в русском стиле по проекту воронежского архитектора В. И. Гайна. Её убранство отличается насыщенностью декоративными элементами.
В начале XX века также получает развитие древнерусский (неорусский) стиль. Неорусский (также известен как ретроспективно-русский, древнерусский или новорусский) стиль. Данный архитектурный стиль считается частью русского стиля. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества Русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна.
Примеры:
Свято-Георгиевская церковь (Белая церковь) – православная церковь в Бобруйске, построенная в древнерусском стиле в 1907 году. Здание церкви, решённое в московско-ярославском направлении ретроспективно-русского стиля, представляет собой монументальную белокаменную трёхнефовую базилику.
Спасо-Преображенский храм (также известный как Щусевская церковь) – храм, построенный в древнерусском стиле в селе Владимировка Краснокутского района Харьковской области. Храм построен по проекту академика архитектуры А. В. Щусева, составленному в 1908 г. Руководил работами архитектор А. М. Рухлядев. Композиция и архитектурный образ являются творческой переработкой зодчим форм древней псковско-новгородской архитектуры.
В Санкт-Петербурге древнерусский стиль нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).
Любопытным образцом древнерусского стиля (с чертами модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914), ученика Васнецова, в 1913—1916 годы.
Нижегородское отделение Государственного банка – здание, построенное в древнерусском стиле. Построен в 1911—1913 гг. по проекту В.А. Покровского в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Здание является выдающимся памятником архитектуры неорусского стиля.
17 мая 1913 г. здание посетил император Николай II, совершавший путешествие по Волге. Об этом он оставил запись в своём дневнике: «17-го мая. Пятница. Прибыли в Нижний Новгород в 10 час. утра при холодной погоде. В 4 ч. посетил новое здание конторы Госуд. Банка в древнерусском стиле. Вернулся за Аликс и детьми и вместе поехали в дворянское собрание…»
Неовизантийский стиль (нео-византизм) – одно из направлений в архитектуре периода эклектики, получившее популярность в конце XIX – начале XX века (1880-е – 1910-е).
Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Храмы в данном стиле часто строились на окраинах Российской империи. Известные мастера стиля — Д. И. Гримм, Г. Г. Гагарин, В. А. Косяков и другие.
Примеры неовизантийского стиля:
Казанский кафедральный собор – православный храм в неовизантийском стиле, являвшийся вплоть до его уничтожения в 1930-х годах одним из главных символов Оренбурга.
Храм-часовня Архангела Михаила близ Кутузовской избы, что в Филях – православный мемориальный храм-часовня, часть музея Отечественной войны 1812 года.
Александро-Невский собор – православный собор в неовизантийском стиле, расположенный в Каменце-Подольском.
Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский ставропигиальный Морской собор) – самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903-1913 гг. в Кронштадте по неовизантийскому проекту В. А. Косякова.