Русский пейзаж

Русский пейзаж — словосочетание, означающее красоту русской природы, особенный ландшафт Русской равнины, которым вдохновлялись многие русские художники, поэты, музыканты.
Пейзаж (от франц. paysage, от pays-страна, местность) – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие.
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возник в конце XVIII века.
В своё время появилось такое определение: Русский пейзаж — пейзаж русской души. Бескрайние просторы Русской земли (леса на севере постепенно вырубали ради пахотных земель) и отсутствие видимых границ в виде горных хребтов (сравн. античное искусство) постепенно формировали, по словам русского философа Н. А. Бердяева, «особое строение пейзажа русской души»: та же необъятность, широта и неоформленность. «На Западе тесно, — писал Бердяев, — всё ограничено, всё оформлено и распределено по категориям, всё благоприятствует образованию и развитию цивилизации — и строение земли и строение души… Русскому народу нелегко давалось оформление, дар формы у русских людей невелик. У Русского народа всегда была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы».
Наиболее известные русские художики-пейзажисты: Алексей Саврасов, Аполлинарий Васнецов, Василий Поленов, Иван Шишкин, Михаил Нестеров, Валентин Серов, Иван Айвазовский, Илья Репин, Константин Юон, Фёдор Алексеев.
В какой ещё стране есть столько замечательных художников-пейзажистов? Русские художники легко узнаваемы по «пейзажу русской души», свободе панорамного мышления, мало свойственной европейцу, воспитанному в тесноте европейского ландшафта. Эта особенность национальной школы, помимо живописи, особенно ярко проявилась в архитектуре, так же органично связанной с просторами русского пейзажа. Каждая постройка русских зодчих, будь то церковь, колокольня, башня, ансамбль монастыря или кремля, немыслима без окружающего пространства, линии горизонта и раскрывающихся взору далей. Их композиция развивается вширь с невиданной европейцам мощью. Недаром И. Э. Грабарь назвал Россию «страной зодчих».
В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Одним из лучших писателей-пейзажистов мирового значения является Иван Тургенев. С помощью описания природы этот автор показывал, как меняется настроение главного героя. Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» – более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»). Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.
Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.