Ирония судьбы, или С лёгким паром!

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» – культовый советский двухсерийный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, созданный в 1975 году и впервые показанный в СССР 1 января 1976 года.
Фильм стал традиционным предновогодним фильмом: с советских времён и по настоящее время его обязательно показывают 31 декабря (так же, как и “Иван Васильевич меняет профессию“, “Карнавальная ночь” и “Джентльмены удачи“).
Просмотр в Новый год фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» – одна из советско-российских телевизионных традиций. Песня «Я спросил у ясеня», мокрый от слёз Ипполит и 3-я улица Строителей стали таким же неотъемлемым атрибутом Нового года, как салат Оливье, мандарины, шампанское, бенгальские огни и бой курантов. Сколько бы каждый год в Рунете ни выплескивалось негатива о том, каким инфантилом на самом деле является Лукашин и насколько легкомысленно себя ведёт Надя, пара героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльски всё равно остаётся любимой миллионами зрителей. Даже спустя десятки лет этот фильм не теряет своего «киношарма». Из года в год телеканалы бьются за право транслировать “Иронию судьбы” в тот самый час, когда куранты пробьют двенадцать раз, чтобы ещё раз продемонстрировать чудо неожиданной влюбленности, блеск искренности и благородство авантюризма.

Краткий пересказ сюжета.
У московского хирурга Жени Лукашина и его друзей есть предновогодняя традиция – каждый год 31-е декабря ходить в баню мыться, чтобы встретить Новый Год чистыми.
Однако в этот раз они там изрядно перебрали алкоголя. Одному из друзей Жени – Паше – нужно было уезжать в Ленинград, но вместо него по ошибке на самолёт посадили Женю. В итоге Женя оказался в Ленинграде. Полусонный, он берёт такси и называет свой московский адрес, по которому в Ленинграде расположен точно такой же типовой дом, как и в Москве. Таким образом, Женя поднимается в чужую квартиру, которую считает своей, открывает типовой замок ключом от своей квартиры и заваливается спать. А затем в квартиру возвращается живущая здесь учительница русского языка и литературы Надя Шевелёва, которая готовится встретить Новый год со своим женихом Ипполитом. Она с ужасом обнаруживает в своей квартире спящего незнакомца и пытается разбудить и выгнать его до прихода Ипполита. Женя всячески сопротивляется: с его точки зрения, посторонняя женщина ворвалась в его квартиру и пытается прогнать его из его же квартиры.
В результате суматошного объяснения и взаимного предъявления паспортов выясняется правда: Женя находится в городе на Неве. Пришедший Ипполит устраивает Наде сцену ревности, и в гневе уходит. Надя разрешает протрезвевшему Жене ненадолго остаться. Вынужденно находясь в одной квартире, Надя и Женя постепенно начинают проникаться друг к другу симпатией. Через некоторое время возвращается Ипполит.
Из-за того, что Женя всё ещё тут, дело доходит до драки. Надя выгоняет Женю и Ипполита из дома, но Женя, забывший портфель с банным веником, снова возвращается. Между ним и Надей начинает зарождаться любовь. Затем приходит уже пьяный Ипполит. Поев, выпив и приняв душ прямо в одежде, Ипполит разъясняет обоим, что за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. После этого он уходит насовсем.
Потрясённая словами Ипполита, Надя считает, что у них с Женей нет будущего, а произошедшее было только игрой, и Женя возвращается самолётом в Москву. Но Надя обнаруживает, что Женя снова забыл портфель с веником, и поняв, что это судьба, в тот же день прибывает в Москву, чтобы навсегда остаться с любимым.

Интересные факты:
-Многие недоумевают, почему вдруг Ипполит – отрицательный персонаж, а “алкоголик” Женя Лукашин – положительный. Лукашин же ничего хорошего не сделал, просто напился и попал не в ту квартиру – почему же его считают лучшей парой для красавицы и умницы Нади?
Всё просто. Ипполит – начальник-карьерист, который третирует потенциальную супругу, полагаясь на свой высокий статус. Наде он – не пара. Любви между ними не было. Надя вряд ли любила Ипполита по-настоящему. Ипполит для неё был последней надеждой на респектабельный брак. Да и сам Ипполит, судя по его настрою, хотел жениться на Наде просто потому что «пора уже устроить свою жизнь».
Насчёт обвинения Жени Лукашина в пьянстве: Лукашина заставили выпить, хотя он отказывался. Женя Лукашин – непьющий, он не умеет пить и поэтому опьянел почти сразу. Таким образом, он не больший “алкоголик”, чем тот же Семён Семёныч Горбунков из фильма Бриллиантовая рука. И обвинение Лукашина в алкоголизме звучат точно также несправедливо, как и “товарищеский суд над алкоголиком тов. Горбунковым”. Кстати, в конце фильма Ипполит пришёл к Наде пьяным. Получается, что если Женя – “алкоголик”, то и Ипполит тоже?
-В качестве “типового” дома по адресу 3-я улица Строителей, д. 25, в фильме сняты два панельных дома, расположенных в московском районе Тропарёво-Никулино по адресам: проспект Вернадского, д. 113 (дом Нади Шевелёвой), и проспект Вернадского, д. 125 (дом Жени Лукашина). Дома эти, однако, не являются типовыми, т.к были построены по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. 29 декабря 2007 года на стенах домов героев фильма – Жени и Нади – были торжественно открыты памятные таблички в виде портфеля с веником.
ольшая часть съёмок фильма проходила именно в доме 113 (начальные титры; сцена, где Павел едет в автобусе; ленинградские сцены и финальные титры). Дом 125 показан лишь в начале (когда Павел заходит в дом Жени) и в конце фильма (когда Женя возвращается домой и идёт мимо храма архангела Михаила в Тропарёве). В сиквеле “Ирония судьбы. Продолжение” снимали только дом 113.
-В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году (за 10 лет до выхода фильма) её переименовали – теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице – хрущёвская панельная пятиэтажка, которая была снесена в 2015 году.
-Ирония судьбы пользовалась столь колоссальным успехом у советских зрителей, что было решено, сократив 20 минут материала, пустить её в кинопрокат. И вот данная версия появилась в кино в августе – специально в пик отпускного сезона. И несмотря на то, что «Иронию судьбы» успели дважды показать по ТВ, нашлось 7 млн человек, посмотревших её на большом экране.
-Действие фильма происходит 31 декабря 1974 года. В эпизоде, когда Ипполит включает телевизор, там демонстрируется фильм “Соломенная шляпа”, премьера которого состоялась 31 декабря 1974 года. На экране видна Людмила Гурченко, которую Эльдар Рязанов снимал во многих своих фильмах. В этом же эпизоде вместе с Людмилой Гурченко можно увидеть и Андрея Миронова, который пробовался на роль Жени, но не был утверждён.
-Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей – раздражённого пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.
-«Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» – фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» – явление довольно редкое.
-Мягкову и Брыльской удалось удивительно тонко сыграть зарождающуюся любовь. Но достичь такого результата удалось ценой неимоверных усилий. Прошло много лет, а Барбара Брыльска до сих пор вспоминает, что Мягков ей ужасно не нравился. Сцены объятий и поцелуев актриса играла через не могу.
-В одном из интервью Барбара Брыльска также призналась, что поначалу наотрез отказалась целоваться с Юрием Яковлевым, которого просто не переваривала. «Я сказала Эльдару Рязанову, что не могу целоваться с Иполлитом, не нравится он мне. Тогда мы договорились, что снимать сцену будем со спины. Но даже при таком ракурсе, Яковлев всё равно норовил впиться в мои губы, а я упиралась и его отталкивала. Эта настойчивость мне не нравилась. И как мужчина он меня не вдохновлял», – вспоминала возмущённая актриса.
-В 1992 году «Иронию судьбы» впервые показали на Тайване. Картина настолько полюбилась зрителям, что теперь её, также как у нас, крутят каждый Новый год по телевизору.
-В 2007 году режиссёр Тимур Бекмамбетов снял сиквел «Ирония судьбы. Продолжение».
-В 2013 году в Индии был снят фильм с названием «Я люблю Новый год», сюжет которого идентичен фильму Рязанова. Героям фильма даны индийские имена, а вместо Москвы и Ленинграда фигурируют Чикаго и Нью-Йорк, куда, по сюжету, прилетает герой. Индийские продюсеры умалчивают о заимствовании идеи и сюжета фильма из советской кинокомедии.