Желтороссия

15 марта 1898 года было заключено соглашение в Пекине по вопросу аренды Ляодунского полуострова

Желтороссия — дальневосточный колониальный проект Российской империи, который рассматривался на рубеже XIX—XX веков. Сам термин «Желтороссия» появился во второй половине XIX века. Впервые его употребил журналист Илья Левитов, который писал: «Под Желтороссией я понимаю пространство, в котором русский элемент смешивается с жёлтой расой (монголоидная раса), особенно то, которое простирается от Байкала к Тихому океану

Предыстория
Первые русские землепроходцы во главе с Василием Поярковым появились в Приамурье ещё в 1643—1644 годах. Ерофей Хабаров в 1649 году основал здесь первое русское поселение Албазино, вскоре ставшее центром русских владений на Амуре. Однако, в 1689 году, согласно Нерчинскому договору, земли по Амуру отошли к Цинской империи.
В XIX веке русскими первопроходцами началось активное освоение Дальнего Востока. В 1850 году лейтенант Г. И. Невельской высадился в устье Амура и основал там военный пост. Так началось освоение Приамурья. Назначенный генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв считал, что единственным способом для России остаться в среде великих держав является широкий выход к Тихому океану, активное обоснование Русских на Дальнем Востоке. Муравьёв взял на себя инициативу и создал забайкальское казачество, привлекая туда потомков донских и запорожских казаков. Он наметил пути выхода к Великому океану и заложил новые города.
К концу 1855 года в низовьях Амура было уже пять русских поселений: Иркутское, Богородское, Ново-Михайловское, Сергеевское. В 1858 году правобережье Амура официально отошло к России по заключённому с империей Цин Айгуньскому договору. В 1860 году договор был подтверждён и существенно расширен Пекинским договором.
Многие столетия целью русского правительства были поиски незамерзающего порта, для гарантированного сообщения и торговли со всем миром. Большой шаг в этом направлении был сделан 14 ноября 1860 года, когда Пекин отказался в пользу России от восточной части Маньчжурии — от реки Амур до границы Китая с Кореей. Россия получила Приамурье, нижнее течение Амура — могучего водного гиганта, огромные территории вплоть границы с Кореей. В результате штаб Тихоокеанского флота Российской империи перешёл сначала из Петропавловска-Камчатского в Николаевск-на-Амуре. Затем, изучая Тихоокеанское побережье, губернатор Муравьёв основал порт с весьма знаковым названием — Владивосток (от слов «владеть» и «Восток»), который стал главной базой русского флота на Великом океане.
Но у главного «окна» Российской империи на Тихом океане имелись недостатки. Во-первых, на три месяца в году этот порт замерзал, и корабли стояли скованные льдами, плюс северный ветер, мешающий навигации. Во-вторых, Владивосток не выходил непосредственно в океан, а в Японское море. И в перспективе бурно развивающаяся островная Японская империя своей сетью островов могла изолировать русский порт от открытого океана. Таким образом, выход в Тихий океан зависел от отношений с Японией. Японцы могли контролировать к северу от Владивостока пролив Лаперуза (у Хоккайдо), на востоке — пролив Цугару (между Хоккайдо и Хонсю), на юге — пролив Цусима (между Кореей и Японией).
И вот на рубеже XIX и XX веков, пытаясь упредить угрозу китайской и японской экспансии, Россия решила осуществить свой последний колонизационный проект: «Желтороссия».
Суть проекта заключалась в мирном присоединении Маньчжурии, её русификация, как за счёт переселения русских казаков и крестьян, так и за счёт массового обращения местного китайского населения в христианство.
Желтороссия - последний колонизационный проект России
В конце XIX века в Петербурге формируется «восточная» партия, которая видела будущее России в создании Великой Восточной империи, которая могла стать новым центром мира. Замысел одного из главных строителей «Восточной империи» — министра финансов С. Ю. Витте, изложенный царю Александру III в 1893 году, был весьма заманчивым:
«На монгольско-тибетско-китайской границе крупные перемены неизбежны, и эти перемены могут нанести ущерб России, если здесь возобладает европейская политика, но эти перемены могут быть для России бесконечно благословенными, если она сумеет ранее западноевропейских стран войти в восточноевропейские дела… С берегов Тихого океана, с высот Гималаев Россия будет доминировать не только азиатским развитием, но и над Европой. Находясь на границах двух столь различных миров, восточноазиатского и западноевропейского, имея твердые контакты с обоими, Россия, собственно, представляет собой особый мир. Её независимое место в семье народов и её особая роль в мировой истории определены её географическим положением и в особенности характером её политического и культурного развития, осуществлявшегося посредством живого взаимодействия и гармоничной комбинации трех творческих сил, которые проявили себя так только в России. Первое — православие, сохранившее подлинный дух христианства как базис воспитания и образования; во-вторых, автократизм как основа государственной жизни; в-третьих, русский национальный дух, служащий основанием внутреннего единства государства, но свободный от утверждения националистической исключительности, в огромной степени способный на дружеское товарищество и сотрудничество самых различных рас и народов. Именно на этом базисе строится всё здание российского могущества, именно поэтому Россия не может просто влиться в Запад… Россия предстает перед азиатскими народами носителем христианского идеала и христианского просвещения не под знаменем европеизации, а под собственным знаменем».
Витте хотел «сшить» железными дорогами центр Российской империи с её периферией. И уже в 1891-м началась закладка Транссибирской магистрали. Через пять лет было положено начало строительству её южной ветки – КВЖД, которая должна была способствовать, по мнению Витте, мирной колонизации Маньчжурии.
Построив Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), Россия получила также в своё управление полосу отчуждения этой железной дороги. Строительство дороги было важным шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря. На территории Желтороссии были основаны русские города Харбин и Дальний. В 1899 году была учреждена Квантунская область. А в 1901 году было начато амбициозное строительство военно-морской базы в Порт-Артуре. Тем самым Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы. В Петербурге намеревались превратить Порт-Артур во вторую, наряду с Владивостоком, военно-морскую базу тихоокеанского флота России.
Однако, цели России вошли в противоречие с интересами Японии, заявившей имперские притязания на те же самые территории. В результате борьба великих держав за Манчжурию-Желтороссию стала одной из причин Русско-японской войны 1904-1905 гг.
За год до Русско-японской войны – в 1903-м – Россия успеет образовать в Порт-Артуре Дальневосточное наместничество и дать старт закреплению «Желтороссии» на северо-восточной территории Маньчжурии.
Японская империя при поддержке Великобритании и США смогла взять вверх в Русско-японской войне и занять доминирующие позиции в северо-восточном Китае и Корее. Россия потеряла Порт-Артур, Курилы и Южный Сахалин.
В 1945 г. Советская Армия возьмёт реванш за прежние поражения, и Советский Союз временно восстановит свои права в Желтороссии. Однако вскоре из-за соображений поддержки «младшего брата» (коммунистического Китая) СССР откажется от всех территориальных и инфраструктурных прав в Желтороссии.
31 декабря 1952 было подписано соглашение о безвозмездной передаче КЧЖД Китаю. Имущество КЧЖД, безвозмездно переданное китайцам, оценивалось в 600 млн долларов и включало помимо железнодорожного полотна и подвижного состава: паровозоремонтные заводы, угольные копи, ряд предприятий лесного хозяйства, торговли и общественного питания, жилой фонд (1850364 м²), 69 школ, 25 домов культуры и другие объекты. Из-за антирусской политики Хрущёва эта уступка стала напрасной, так как Китай стал враждебной Советскому Союзу державой.
Вот такая беспрецедентная вышла щедрость. И не менее взрывоопасная, чем передача Крыма Украине.