Викинг

Викинг Викинг – российский исторический блокбастер, повествующий о приходе в X веке к власти на Руси князя Владимира.
Фильм стал самым кассовым российским фильмом 2016 года, собрал в прокате свыше 1 миллиарда рублей.
В основе сюжета фильма – единственная историческая хроника того периода, которая сохранилась до наших дней, – «Повесть временных лет». Сценаристы не стали её реконструировать буквально, но сохранили все ключевые события, упоминаемые в летописи. Создатели фильма подчёркивают: «Викинг» это не пересказ летописи, не документальная реконструкция, а их личное эмоциональное высказывание, попытка достоверно передать дух времени и ощущение эпохи.
С тем, что это у них получилось, согласны и историки, и священники, и учёные.
Сюжет фильма почти в точности воспроизводит «Повесть временных лет», также часть сюжета заимствована из «Лаврентьевской летописи». Но тем не менее Викинг это не документальный фильм. Это прежде всего художественное произведение, поэтому некоторые эпизоды фильма являются художественным вымыслом. Да, фильм, конечно, исторический, но и у художников есть право на своё видение. Стоит вспомнить, что даже фильм Александр Невский не избежал критики. Доктор исторических наук Владимир Петрухин о том, как знаменитый советский археолог Арциховский находил компромисс с самим Эйзенштейном на съёмках легендарного «Александра Невского»:
«Первая же претензия была отвергнута Эйзенштейном сразу. Арциховский сказал: “Почему вы крестоносцев одели в эти ведра? У них были нормальные шлемы с открытыми лицами, которые могли закрываться забралом”. Эйзенштейн ответил: “Псы-рыцари не имеют права на человеческие лица”».
Что же касается образа князя Владимира, то историки, посмотрев фильм, сошлись во мнении — здесь всё точно.
Ведь он не был разудалым мачо или лихим супергероем, а действительно находился в постоянном духовном поиске.

Сюжет
X век. Русь. Русский князь древлян – Олег Святославович – в зимнем лесу охотится на огромного тура. Добыча должна стать подарком его невесте Рогнеде. Однако когда зверя уже загнали, и осталось совсем немного до его убийства, появляются дружинники киевского князя Ярополка, родного брата Олега. Они присваивают добычу себе. Это злит Олега, и он убивает одного из дружинников. Остальные пытаются убежать и Олег со своими людьми их преследует. Вскоре погоня прекращается, так как охотники прячутся за спинами войска, которое возглавляет сам Ярополк. Киевский князь предлагает способ решения конфликта, но Олег отвергает его предложение и бежит к Полоцку, чтобы укрыться за стенами крепости.
Однако при виде погони ворота в крепость запирают и в начавшейся давке его сталкивают в ров с копьями. Смерть Олега ложится виной на Ярополка, и теперь третий брат – новгородский князь Владимир – вынужден мстить брату. Владимир долго жил среди скандинавских викингов – варягов (так называли чужаков). Князь Владимир возвращается на Русь с войском скандинавов, а значит и сам он викинг – отважный воин, который должен пройти свой путь. Вместе с опытным воеводой Свенельдом и отрядом викингов он подходит к стенам Полоцка, чтобы предложить местному князю Рогволоду выдать свою дочь за него. Таким образом, он намеревается получить в своё распоряжение ещё больше воинов и идти на Киев за Ярополком.
Рогнеда, дочь Рогволода, отказывает Владимиру и при этом оскорбляет его, напоминания о том, что он сын рабыни. Владимир не терпит такого нахальства и с помощью викингов берёт Полоцк штурмом. После князь берёт Рогнеду в качестве своей жены в поход на Киев.
Войско Владимира высаживается с кораблей у берегов Киева, но город оказывается пустым. Выясняется, что Ярополк встал лагерем неподалеку от Киева. Вскоре викинги берут в плен Ирину, жену Ярополка, которая пыталась бежать к себе на родину в Византию. Она становится пленницей Владимира, а так как под сердцем она носит ребёнка, Ярополк приезжает в Киев на переговоры. Однако там его убивают, и Владимир становится новым правителем Руси. Он приказывает восстановить на капище идола Перуна, которому Русские покланялись ещё во время правления Святослава.
После убийства Ярополка, Владимир сохраняет жизнь дружиннику своего брата Воряжке. Тот бежит в степь и клянётся отомстить. Воряжко подговаривает печенегов напасть на Киев, но Владимиру удаётся удержать город. В этом ему сильно помог воевода Фёдор, который был христианином. После победы над печенегами, языческие жрецы (волхвы) собираются принести сына Фёдора в жертву Перуну. Фёдор пытается спасти сына, но в итоге они вместе погибают.
Ирина рассказывает Владимиру о христианском Боге и о бессмертии чистой души. Князь решает отпустить её на родину и попадает в засаду Варяжко, а если бы не корабль из Византийской империи, то Владимир, скорее всего бы погиб. Византийский корабль привёз киевскому князю дары от императора Василия. Владимир заключает сделку, по которой он должен взять Корсунь и за это получить в жёны сестру императора – Анну. Узнав об этом, Рогнеда пытается убить мужа, но у неё это не получается.
Осада Корсуни изматывает войско Владимира, но Ирина, находящаяся в каменной крепости, помогает Владимиру оставить город без воды и вскоре он беспрепятственно проходит за неприступные стены. Там князь знакомится с отцом Анастасом и исповедуется во всех своих грехах. Позже Свенельд пытается уговорить своего князя убить византийского императора за подстроенную им смерть Святослава, но Владимир, принял христианскую веру и больше не собирается никого убивать. В конце фильма Анастас проводит крещение киевлян в водах Днепра, Ирина с сыном вновь в Киеве. Князь Владимир и византийская принцесса наблюдают с корабля за церемонией на берегу. Вместо идола Перуна возвышается христианский крест.
Отзывы о фильме
-Кинокритик Антон Долин о фильме «Викинг».
Если есть фильм, идеально подходящий для завершения Года кино, то это «Викинг». В нём сошлись все амбиции, возможности и слабости отечественного кинематографа. Только у нас могут так замахиваться. Нигде больше не умеют делать кино на пределе возможностей, чувств и мыслей, в состоянии священного беспамятства, на чистой иррациональной вере в силу замысла. Недаром Эрнст и Максимов третью картину подряд («Адмирал», «Высоцкий», теперь вот «Викинг») разрабатывают адски сложный для мейнстрима жанр – житие. От белогвардейского военачальника и советского барда добрались до основателя русской государственности, а заодно духовности, святого Владимира. Причём аккурат в тот год, когда у самого Кремля тому воздвигли памятник.
В контексте большого отечественного кино образца 2016 года «Викинг» – передовое произведение. Ближайший отечественный адекватный аналог, рядом с которым «Викинг» выигрывает безоговорочно, – «Волкодав»: над ним в своё время любили смеяться, но именно его режиссер Николай Лебедев сегодня с «Легендой № 17» и «Экипажем» в тройке самых успешных коммерческих авторов российского кинематографа.

-«У авторов фильма получилась достоверная история. Все то, что нам известно о князе Владимире принципиально важного, все здесь, внутри этого фильма. Конечно, нам хотелось бы, чтобы он был изображен, может быть, более мягко, не так педалировались бы те реальные факты его жития, тяжелейшие с нравственной точки зрения поступки. Это тоже житие святого. Вот такой он был! Тем более потрясающая его метаморфоза, духовная потрясающая метаморфоза», – епископ Тихон, викарий патриарха Московского и всея Руси.

-По мнению кинокритика Д. Рузаева в журнале TimeOut, «авторы демонстрируют редкую нерешительность в трактовке своей центральной фигуры – понятно, что Владимир должен быть, скорее, антигероем, но как же очернять крестителя?»

-Заместитель главного редактора газеты «Комсомольская правда», журналист П. П. Садков в рецензии в Комсомольской правде высказывает мнение, что «все допущения в фильме явно в рамках приличий», а «как историческая реконструкция „Викинг“ – безусловно, шедевр», считает, что просмотр фильма «есть отличный повод узнать больше о времени и князе Владимире».

Факты
-По словам продюсеров, в связи с финансовым кризисом создателям пришлось отказаться от изначально запланированных локаций для съемок и от услуг практически всех зарубежных специалистов.
-В России были сняты все эпизоды, кроме одного: интерьер корсунского храма «сыграла» раннехристианская базилика Сан-Витале в итальянской Равенне.
-Команда «Викинга» стала первой в мире киногруппой, которую допустили снимать в базилике Сан-Витале VI в. За разрешением пришлось обращаться в Ватикан.
-Декорации, драккар и часть реквизита фильма передали в первый в России кинопарк — «Викинг», который был открыт в 30 км от Симферополя летом 2016 года.
-Фильм стал первым в истории российского кинематографа, вышедшим на экраны с поддержкой приложения «Тифлокомментатор», которое позволяет незрячим людям смотреть фильм в кинотеатре с тифлокомментированием.
-Образ Владимира показан положительным, хотя и более пассивным, чем реальный прототип.
Исторический князь Владимир был хитёр, расчётлив и даже жесток. В фильме же Владимира показали самым настоящим «царём-тряпкой»: за него все всё всегда делают. Например, согласно летописям, Ярополка, действительно, выманили из города и убили на переговорах, однако в фильме это делает варяжская дружина Владимира, причём вопреки его воле, в то время как в летописи чёрным по белому написано, что сам Владимир не только организовал покушение, но и лично участвовал в нём.
-Самая мощная сцена фильма – раскаяние князя Владимира за совершённые им грехи. Остаться равнодушным, когда на твоих глазах происходит полное перерождение человека, невозможно.