Штампы в искусстве

Штамп это шаблон, известный образец, повторяемый в различных сюжетах произведений искусства.
Штамп в искусстве это установленные традицией, готовые и получившие известность формулы (амплуа, архетип, мотив, сюжетный ход, тема), часто используемые в фильмах, мультфильмах и литературных произведениях.
Даже в древние времена сюжетное искусство было формульным. В произведениях использовались готовые шаблоны, освящённые традицией: например, «злодей», «герой», «некто терпящий несчастья», «младший сын», «романтическая возлюбленная», «благородный отец», «плут», «простак», «блудница», «внезапное вмешательство божества» и т. п.
А по прошествии веков, с развитием культуры, и уж подавно – с появлением «массовой культуры», формульность начала просто зашкаливать. Формул, сиречь штампов, накопилось видимо-невидимо. Авторам всё труднее было придумать оригинальный сюжет. В настоящее время оригинальность сюжета фактически означает необычную сборку известных штампов, а не полное воздержание от них (в наши дни это уже просто невозможно, потому что повторы и штампы неизбежны).
Литературные произведения, фильмы и мультфильмы строится на штампах. Один и тот же штамп неоднократно обыгрывается различными авторами. Причин для этого очень много, а одна из главных причин – в настоящее время практически невозможно избежать каких-либо сюжетных повторов. К тому же, штамп представляет собой удачную, плодотворную формулу, которую грех не использовать снова. И снова, но уже с вариациями. И снова, но уже пародируя (например, мультфильм Шпионские страсти и т.д).
Кодификатор штампа – произведение, где какой-либо штамп проявляется настолько ярко, что именно это произведение первым всплывает в памяти, когда речь заходит об этом приёме. Кодификатор не следует путать с первопримером и первоисточником названия, хотя они часто совпадают.
Первопример – место рождения штампа, вне зависимости от того, насколько оно известно в массовом сознании, а первоисточник названия – то, в честь чего он назван.
Одним из элементов оживления штампов и приложения к ним фантазии являются игры со штампами.
Игры со штампами: Аверсия, Субверсия и Инверсия.
Аверсия – это сознательное избегание штампа. Аверсия – это тот случай, когда аудитория ждёт штампа – а он не появляется.
Примеры.
-А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» – отказ Онегина Татьяне и Татьяны Онегину. Штампы тогдашней романтической литературы требовали, чтобы в ответ на признание мужчина либо воспылал страстью и потащил девушку к венцу, либо коварно соблазнил и бросил. То, что девушке можно просто вежливо отказать, никому не приходило в голову. Поскольку сейчас этих штампов никто не знает, мало кто замечает, что в этом месте есть аверсия.
-Б. Васильев, «А зори здесь тихие…»: ранение в руку (безобидная рана) с последующим купанием в болоте закончилось для старшины Васкова сепсисом и, видимо, гангреной. Жизнь ему врачи спасли, а вот руку – нет.
Субверсия (букв. «подрывание») – вид игры со штампом, отыгрывание штампа с каким-то неожиданным нюансом. От аверсии отличается тем, что при аверсии аудитория ждёт штампа, руководствуясь исключительно законами жанра – штамп не появляется; а при субверсии уже в самом сюжете дан намёк, что вот оно, сейчас будет – и вроде бы поначалу так оно и происходит, но потом штамп отыгрывается совсем иначе, нежели ожидалось.
Штампы, сами по себе являющиеся субверсиями других штампов:
Плохой хороший конец – субверсия штампа Хэппи-энд.
Пережить самопожертвование – субверсия штампа Героическое самопожертвование.
Инверсия (букв. «обращение») штампа – это его отыгрывание в строго зеркальном виде, выворачивание наизнанку, превращение в его противоположность.
Взаимными инверсиями являются:
Хороший плохой конец и Плохой хороший конец
Хэппи-энд и Несчастливый конец
Герой переходит на тёмную сторону и Злодей переходит на светлую сторону
Список штампов
:

А где бабуля?
А двести двадцать не хочешь?
Безобидная рана
Белая рубашка смерти

Белая рубашка смерти
– на белом (или светлом) фоне кровь сразу бросается в глаза, так что если убивают кого-то, облачённого в белое, смерть сразу выглядит в три раза кровавее и драматичнее.
Примеры:
Достояние республики»: Маркиз. Макар тоже, но ему повезло, и он остался жив.
-«Гусарская баллада» – из всех персонажей в финале в белую рубашку одет только Винсенто. Естественно, погибает тоже только он.
-«Свой среди чужих, чужой среди своих» – именно в ней и убивают есаула.
-«Собор Парижской богоматери»: Эсмеральду казнят в белой сорочке.
-Мстители: Эра Альтрона. Героически погибший Пьетро Максимофф был облачён в светло-синий костюм.
-Константин Симонов, поэма «Ледовое побоище»:
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
В рубахах стираных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув.
Так легче бить врага с размаху,
А коли надо умирать,
Так лучше чистую рубаху
Своею кровью замарать.
Бесполезная кавалерия
Вечная любовь
Волшебство было в тебе
Вот это поворот
Враг мой
Героический антагонист
Этот персонаж со всей очевидностью хороший. Его цель – всех защитить, спасти мир, поддержать справедливость, помочь правому делу и т. п. Но – вот незадача – он противостоит протагонисту! Возможно, они с протагонистом не сошлись во мнениях по поводу того, как спасать мир или что такое «правое дело», возможно, протагонист, сам того не зная, работает на плохих, а может, протагонист вообще злодей или преступник, а героическому антагонисту поручено его поймать. Как бы то ни было, персонаж, который противостоит протагонисту, но является при этом хорошим – это Героический антагонист. Героический антагонист может поначалу казаться злодеем, но потом правда однозначно выплывет наружу.
Противоположный штамп – Протагонист-злодей.
Примеры.
Преступление и наказание» – следователь Порфирий Петрович.
-«Отверженные». Инспектор Жавер – безукоризненно честный и профессиональный полицейский. Но вот то, что Жан Вальжан за украденную им буханку хлеба не только был наказан в разы суровее, чем нужно, но ещё и искупил свои грехи работой на посту мэра, Жавер то ли не желает, то ли в принципе не способен понять.
Достояние республики». Маркиз.
Ну погоди!» – Заяц.
-«Том и Джерри» – кот Том. Он просто защищает свой (или хозяйский) дом от вредителя.
-«Проект „Зета“» – агент АНБ Джеймс Беннет и его команда ведут преследование наших героев на вполне законных основаниях — робот Зета был запрограмирован как убийца, и потенциально представляет угрозу для общества, а его спутница Розали Роуэн сбежала из приюта. Беннету невдомёк, что Зета обрёл самоcознание и поэтому больше не хочет убивать, а также то что Розали сбежала из приюта из-за невыносимых условий проживания.
-Миссия невыполнима: Протокол Фантом. Преследующий Итана Ханта русский спецагент Анатолий Сидоров.
Героический преступник
Героическое самопожертвование
Герой
Герой-недотёпа
Герой-хитрец
Герой становится злодеем
Говорить пословицами и поговорками
День сурка
День сурка – это временная петля, попадая в которую, персонаж вынужден вновь и вновь переживать один и тот же день, пока не найдёт выход, исправив причину появления временной петли. Название происходит от фильма «День сурка».
Примеры.
-«Странная жизнь Ивана Осокина» (1910) – повесть П. Д. Успенского.
-«Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) – рассказ А. Н. Стругацкого, в котором главный герой, Никита Воронцов, много раз проживает одну и ту же жизнь, не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире.
-Фильм Владимира Хотиненко «Зеркало для героя» (1987), в котором главные герои попадают в прошлое, где один и тот же день 8 мая 1949 года постоянно повторяется, хотя жители городка не замечают этих повторений. Примечательно, что вышло это произведение задолго до «Дня сурка».
-Фильм «День сурка» (1993) – кодификатор штампа, однако сходный сюжет встречался и раньше. По сюжету главный герой Фил Коннорс «застревает» в одном и том же дне Праздника сурка, пробуя всевозможные способы проведения времени вплоть до самоубийства, однако неожиданно вырывается из петли времени, посвятив этот роковой день полезным и добрым делам и обратив на себя внимание Риты, в которую он был безнадёжно влюблён.
-Деревня дураков: серия “День сурка”.
-«Ералаш», серия «Безумный день».
-Осторожно модерн. Серия 40: День сурка. Электрик просыпается в своей постели семь раз подряд и каждый раз попадает в один и тот же день – в собственный День рождения. Семь раз жена поёт мужу песенку «Happy Birthday to you» и дарит ему шапку. Несколько раз он пытается по просьбе тёщи починить проводку, но безуспешно: каждый раз он теряет сознание, а когда приходит в себя, то вновь оказывается на несколько минут раньше в своей постели. На седьмой раз он смиряется с обстоятельствами и удачно чинит проводку.
-«Временная петля» (2007) – главный герой попадает во временную петлю, снова и снова переживая нападение незнакомца. В конце выясняется, что он и есть тот незнакомец.
-Фильм Треугольник (2009) – главная героиня после кораблекрушения понимает, что оказалась во временной петле, переживая одни и те же события уже не первый раз. Сюжет отличается от обычного “дня сурка” тем, что героиня встречает саму себя в разных вариантах.
-Исходный код» (2011) – солдат по имени Коултер мистическим образом оказывается в теле неизвестного мужчины, погибшего в железнодорожной катастрофе. Коултер вынужден переживать чужую смерть снова и снова до тех пор, пока не поймёт, кто – зачинщик катастрофы.
-«Смешарики. Пин-Код» (2012) – обе части серии «День Биби», где Биби из-за сбоя программы попал во временную петлю, пытаясь во избежание взрыва Шаролёта остановить Лосяша.
-«Грань будущего» (2014) – в будущем, во время сражений с напавшей на Землю инопланетной расой, разжалованный в рядовые майор Кейдж снова и снова проживает один и тот же день, пытаясь найти уязвимость пришельцев и спасти человечество.
Долгоиграющая шутка
Жестокое милосердие
Закадычные враги
Замороженное время
Злодей-недотёпа
Злодейский аффект
Злодей переходит на светлую сторону
Злой и страшный серый волк
Волк – самое крупное и опасное животное в семействе собачьих. Сильный, быстрый и невероятно выносливый зверь. В Средние века волки часто пожирали у людей домашний скот, да и человек бывал у них лёгкой добычей. Недаром в те тёмные непосвящённые времена над серыми хищниками витал ореол безжалостных кровожадных монстров. Что в свою очередь и породило легенды о волках-оборотнях.
Волк является традиционным героем народных сказок и эпосов большинства народов мира. В сказках и мультипликации волк нередко выступает в роли антагониста, жестокого и беспощадного.
Примеры.
-Сказка Три поросёнка. Кодификатор. “Я злой и страшный серый волк! Я в поросятах знаю толк!
-Сказка Красная Шапочка.
-Сказка Волк и семеро козлят.
-Басни И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок», «Волк и Журавль», «Волк на псарне» (последнее – сатира на Наполеона).
Волшебник Изумрудного города» – Бастинда натравливает на главных героев своих слуг, голодных волков.
-Басня С. В. Михалкова Полкан и Шавка.
-Мультсериал Ну, погоди! Субверсия, т.к тут Волк не так уж и страшен. Напротив, он смешон, очень обаятелен и симпатичен.
-Мультфильм Мешок яблок. А вот здесь Волк очень даже злой и страшный. Особенно на фоне Волка из Ну, погоди.
-Русская сказка Иван-Царевич и Серый волк. Субверсия: волк оказался не злым.
-Мультфильм Волк и телёнок. Сначала Волк действительно хотел съесть телёнка, но потом привязался к нему как к сыну.
-Мультфильм Храбрый оленёнок.
-Мультфильм В лесной чаще.
-Русская народная сказка Теремок. Субверсия. У волка здесь и имя-то страшное – «из-за кустов хватыш». Но Волк заходит в теремок, оставив за порогом все скользкие мысли и мирно уживается с Зайцем и другими обитателями теремка.
Зло ради самого зла
Истребление
Казался плохим. Оказался хорошим
Казался хорошим. Оказался плохим
Контрабандисты
Коронная фраза
Коронная фраза – «визитная карточка» персонажа, любимая фраза, которую он часто произносит и с которой ассоциируется.
Примеры.
-Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба»: «Ну что сынку, помогли тебе твои ляхи?»
-«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — мальчик с сачком: «А чё это вы здесь делаете?»
-Остап Бендер в знаменитой дилогии Ильи Ильфа и Евгения Петрова: «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Командовать парадом буду я!»
-Вор по прозвищу Доцент в «Джентльменах удачи»: «Пасть порву!»
-В том же фильме – Василий Алибабаевич: «Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!»
-«Мимино». Рубен Хачикян: Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся.
-Мультфильм «Тайна третьей планеты»:
Говорун: «Птица говорун отличается умом и сообразительностью».
Зелёный: «Это добром не кончится!» Он же, когда случается какая-нибудь неприятность: «Я же предупреждал!»
-Образ кота Леопольда невозможно представить без фирменной фразы «Ребята, давайте жить дружно!»
А образ допекающих его хулиганов-мышей — Мити Белого и Моти Серого — без их всегдашнего «Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!»
-Спортлотто 82: “От века я не отстаю, всё время что-то достаю” – Сан Саныч. “Окейна” – Степан. “Ах да” – директор туристической базы «Орлиный приют».
-«Гараж»: у Сидорина (в исполнении Валентина Гафта) есть манера обращаться к другим людям, используя конструкцию «ххх [вы] мой/моя», где ххх – какой-нибудь неожиданный, но подходящий к случаю эпитет: «Не дудите, музыкальный вы мой», «Как ветеринар, я обещаю вам, прожорливый мой, заворот кишок», «Какую ещё справку, рыночная моя?» В случае крайнего гнева: «Где ключ?!? Ключ, паршивая моя!!!» В конце фильма Хвостов (Андрей Мягков) именно так обращается к нему самому: «Хорошо, но мы это сделаем без вас, ладно? Многоликий вы наш».
-Ну погоди: коронная фраза Волка в названии мультсериала.
-«Том и Джерри». У двух главных героев нет коронных фраз (если не считать знаменитый крик Тома), а у второстепенных персонажей как раз имеются:
Пёс Спайк, когда восхищается своим сыном, щенком Тайком: «Это мой сын! Это мой мальчик!» (That’s my son! That’s my boy!)
-«Приключения капитана Врунгеля» – агент Ноль-Ноль Икс: «Ха, ха, ха! Руки вверх, ваша песенка спета!»
-«Приключения Джеки Чана»: Джеки (спасаясь бегством): «Плохой день, плохой день, плохой день!»
-«Волкодав» Марии Семёновой: главный герой склонен отвечать на многие фразы своих собеседников конструкцией «Может, и [вставить нужное]» (произносится характерным угрюмым тоном). Выглядит это примерно так: «Ты что, на каторге побывал?» — «Может, и побывал…»; «Смотри, ты же ему голову проломил!» — «Может, и проломил…»
В последней книге «Самоцветные горы»:
«— Об их мыслях тоже твой зверёк тебе рассказал?
— Нет. Сам чувствую.
— Раньше, — задумчиво проговорил Винитар, — ты, насколько я тебя помню, ответил бы как-нибудь так: «Может, и рассказал»… Изменился ты, кровник.
Волкодав хмыкнул:
— Может, и изменился…»
-Корона Российской империи. Месье Дюк: “это есть факт.”
Крутая бабуля
Крутой в историческом костюме
Крутой в историческом костюме – человек, который в реальной жизни реконструирует внешний вид, умения и образ жизни каких-нибудь исторических крутых. Например, самурай с катаной посреди современного корпоративного Токио. Или пират в треуголке, с крюком и попугаем среди обычных нынешних сомалийских пиратов. Зачастую он занимается этакой реконструкцией не по доподлинным историческим источникам, а по поп-культурному образу, например, тех же пиратов реконструирует по Стивенсону. Но менее крутым он от этого не становится!
Как правило, этот крутой не связан никакой прямой преемственностью с настоящими историческими крутыми, которым он подражает.
Примеры.
-Бывший учитель фехтования Маркиз из фильма «Достояние республики» – словно сошедший со страниц приключенческого романа авантюрист со шпагой посреди молодой Советской республики.
-Фильм 31 июня. Сэм Пенти из XXI века (он же Белый Рыцарь), художник и протагонист фильма.
Культурный великолепный мерзавец
Мультяшная физика
Навык Чехова
Не смотри на это
Не смотри на ЭТО. Как бы не было тебе страшно, как бы ни терзало тебя любопытство — не смотри! Иначе ты ослепнешь или сойдёшь с ума или превратишься в камень. Может быть, умрёшь. Может быть, только если ты видишь ЕГО, ОНО может видеть тебя. Может быть, один взгляд на ЭТО обречёт тебя на нескончаемые муки… «ЭТО» может быть чем угодно — живым существом, предметом или вообще чем-то неведомым.
Примеры.
-Библия. Уходя из Содома, жена Лота обернулась и превратилась в соляной столб.
-Мифы Древней Греции. Участь Семелы, возлюбленной Зевса и матери Диониса: подученная ревнивой Герой, она потребовала от Зевса, чтобы тот явился ей в своем истинном обличьи; при виде его божественного сияния тотчас упала замертво (по другой версии, самоиспепелилась). Орфей, уводящий Эвридику из Аида: обернувшись, потерял шанс вернуть её в мир живых. Горгона Медуза в греческой мифологии: её взгляд обращал человека в камень.
-«Вий» Н. В. Гоголя — как только Хома Брут неосторожно взглянул на Вия, тот увидел его, и защита мелового круга пропала.
«Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.
-Иванушка из фильма «Огонь, вода и медные трубы» должен идти искать смерть Кощея, не оглядываясь: «Оглянешься – окаменеешь».
-Советская детская страшилка «Случай на советско-польской границе». Однажды советские пограничники, дежурившие на границе возле заброшенного замка, замечают в окне одной из комнат какой-то свет. Они отправились на обследование замка, но при виде того, что находилось в комнате, с диким криком падают замертво. Когда врач заглянул в глаза одного из погибшых, он дико закричал и упал без признаков жизни. Оказалось, что на сетчатке глаз мёртвого пограничника отпечаталось то страшное видение, которое он видел перед смертью. И это видение было столь ужасно, что никто, из видевших его, не сохранил жизнь, и его природа так и осталась неизвестной.
-«Оно» Стивена Кинга. Мёртвые огни, заглянув в которые можно рухнуть замертво или впасть в кататонию. В экранизация «Оно» 1990 года: взгляд на мёртвые огни не столь разрушителен – но герои все же цепенеют на время, достаточное, чтобы Оно к ним подобралось. А вот в киноверсии 2017 года мёртвые огни, как и в книге, погружают Беверли в затяжной транс.
-«Звонок» — видеокассета, которую лучше не смотреть.
-«Гарри Поттер и Тайная Комната» — василиск способен убивать взглядом, но для этого надо встретиться с ним глазами. При этом если увидеть взгляд василиска в отражении или сквозь прозрачный предмет, это хоть и не убьёт, но парализувет жертву на неопределенный срок.
Не рой другому яму
Неисправимый злодей
Несовместимая с жизнью крутость
Новая девушка Бонда
Суть штампа: Авторам зачастую проще ввести в сюжет новую героиню, чем развивать отношения героя с его первой девушкой. Поэтому в каждом новом фильме/сезоне/серии/книге у главного героя новая возлюбленная. Это добавляет герою мужественности, а авторам значительно облегчает работу над сюжетом, ведь если у героя постоянно меняется девушка, то нет необходимости углублять и расширять их отношения. Всё-равно в следующем фильме/сезоне/серии/книге у героя будет уже новая девушка.
Примеры.
-Бондиана. Кодификатор. В каждом фильме у Джеймса Бонда новая девушка. При этом, как правило, за спиной “основной” Бонд успевает в той или иной степени пофлиртовать с ещё несколькими красавицами. Поэтому подсчитать, сколько всего девушек было у Бонда, довольно сложно.
-Шурик. В фильме Операция ы – Лида. В Кавказская пленница – Нина. В Иван Васильевич меняет профессию – Зина.
-Индиана Джонс. Правда, в четвёртой части, он возвращается к девушке из первого фильма.
-Star Trek – капитан Кирк. Едва ли не в каждой серии – новая роковая любовь, с которой он готов остаться на всю жизнь. Увы, обстоятельства разлучают влюблённых.
Брат и Брат 2». В первом фильме у Данилы Багрова были отношения со Светой. Во втором фильме с Ириной Салтыковой и Лизой Джеффри. Если бы вышел третий фильм, то в нём у Данилы, скорее всего, снова бы была новая девушка.
-Сериал Кадетство. У суворовца Трофимова в каждой серии новая девушка. У суворовца Перепечко тоже часто менялись девушки.
-Сериал Восьмидесятые. У главного героя Вани каждые два сезона меняется девушка. В 1-2 сезоне – Катя. В 3-4 сезоне – Таня. В 5-6 сезоне – Александра. И это не считая Инги.
Обезглавленная армия
Ситуация, когда армия, потеряв командира, становится небоеспособной и разбегается или сдаётся врагу. Таким образом, главным героям достаточно лишь нанести поражение лидеру, и тогда его обезглавленная армия (какой бы огромной она не была) легко побеждается.
Примеры.
Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Во время погони за Элли и компанией полицейские случайно разбили своего собственного начальника, после чего погоня сразу прекратилась.
-Мультфильм От того, что в кузнице не было гвоздя (1990). “Командир убит. Армия бежит”.
-Фильм Пятый элемент. Мангалоры сдались после того как главный герой застрелил их лидера.
-Фильм Звёздные войны. Месть Ситхов. Аверсия: сепаратисты остановились не после гибели графа Дуку и генерала Гривуса, а только когда этого захотел Палпатин.
-Фильм Пираты Карибского моря: На краю света. Огромная эскадра бежит после потери флагмана.
-Фильм Туман (2010). Взвод солдат во время марш-броска попадает в туман, который переносит их в 1941 год. Солдаты сталкиваются с немецким отрядом, тут же открывшим по ним огонь. Командира взвода смертельно ранят. Итог предсказуем.
-Фильм Защитники. После того как герои победили Куратова, все его клоны перестали представлять опасность.
Один в поле воин
Пережить самопожертвование
Перейти черту добра и зла
Персонаж-маска
Песня героя о себе
Песня героя о себе – вокальный номер в музыкальном произведении, исполняемый персонажем о самом себе. Так сказать, его кредо в музыкальной форме.
Примеры.
-Андрей Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля»:
«Я старший помощник с корвета «Беда».
Его поглотила морская вода.
И вот я теперь на чужом корабле,
Сижу, как преступник, на жёстком угле…»— Старший помощник Лом
Также песни агента 00Х, Фукса, и, конечно, гангстеров: «Мы бандито, гангстерито…».
-Сказка братьев Гримм Румпельштильцхен. Румпельштильцхен прыгает вокруг костра и поёт песню о том, какой он молодец.
Достояние республики» – «Песенка о шпаге» и романс Маркиза “Я этим городом храним”
-«Мимино» – «Чито-грито».
-«Мистер Икс» – выходная ария мистера Икс
-«Гардемарины, вперёд!» – «Песня байстрюка»
-«Двенадцать стульев» – Остап Бендер: «Нет, я не плачу и не рыдаю».
-Мультфильм «Летучий корабль». Песня Ивана и песня Водяного.
-«Бременские музыканты» – «Ничего не свете лучше нету…», «песня про Бременских музыкантов. Во второй части: Ария Сыщика: «Я гениальный сыщик…».
-«Вовка в Тридевятом царстве» – песня Царя, красящего забор.
-«Приключения Электроника»: Урри и Стамп.
-«Необыкновенные приключения Маши и Вити» – множество: Песенка-представление Бабы-Яги, кота Матвея и Лешего, отдельная ария у Бабы-Яги, кота Матвея, Лешего и у Кощея Бессмертного.
-Э. Успенский, Чебурашка – песня Чебурашки “я был когда-то странной игрушкой безымянной”, а также песня Шапокляк.
-Приключения Точки и Запятой. Песня главных героев: “Любой из нас всегда готов ребятам помогать, а от лентяев и плутов мы будем убегать!”
-В стране невыученных уроков. Песня Виктора Перестукина и его кота Кузи.
-Марья-искусница. Песня русского отставного солдата.
-Морозко. Песня Ивана. У разбойников тоже есть своя песня.
Плохой конец
Плохой хороший конец
Победитель дракона сам становится драконом
Суть штампа: Герой убивает дракона, но после этого сам становится драконом. Например, потому что он оказался соблазнён могуществом и богатством дракона. Поэтому окончательно уничтожить дракона нельзя, только сменить на другого.
А ещё иногда этим заканчивается попытка убить некое существо с очень важной ролью в мироздании, без которого оное мироздание разрушится как карточный домик.
Примеры.
-Советский мультфильм Дракон: кодификатор. Главный герой сражается с драконом и побеждает, но слышит фразу “Теперь не я, а ты дракон”. Оказывается этот дракон был раньше человеком и так же хотел освободить людей. Но алчность и жажда золота сделала его драконом. Герой входит в сокровищницу и принимается перебирать золото, уже начав превращаться, но оказывается, это золото проклято. Тот, кто к нему прикоснётся, станет драконом. Поняв, что проблема в этом злополучном сокровище, герой избегает превращения в дракона.
-«Убить дракона»: чуть ли не кодификатор. Рыцарь Ланцелот победил дракона, но, когда он возвращается в город, он сам уже почти стал Драконом.
-«Сварог»: победив короля Хелльстада, протагонисту пришлось занять его место.
-«Пираты Карибского моря». Тот, кто убьёт капитана Летучего голандца должен стать новым капитаном. Билл Тёрнер: “У Голландца должен быть капитан”.
-Виктор Ятаганов “Хроники Вергилии”. “По древнейшему закону тот, кто убил вождя племени, должен занять его место”.
-«Санта Клаус». Когда по вине Скотта Кэлвина Санта Клаус случайно падает с крыши, тот решает примерить его мантию. Однако герой не обратил внимание на бирку, надпись на которой гласила, что тот, кто наденет мантию, должен стать новым Санта Клаусом и принять его обязанности.
-«Звёздные войны»: Энакин Скайуокер убивает графа Дуку, владыку Ситхов, ученика и правую руку Дарта Сидиуса, после чего сам занимает его место. Испробовав этот номер на Энакине, Палпатин (Дарт Сидиус) потом пытается проделать то же самое с Люком, но тот на провокацию не поддаётся.
Погоня
Поймать стрелу рукой
Помощь волшебных сил
После такого не выживают
Поэт и воин
Появление кавалерии
Предательская кавалерия
Протагонист-злодей
Протагонист-ребёнок
Разный цвет волос
Разрядка смехом
Разрядка смехом – это включение в повествование комедийного персонажа, сцены или диалога для снижения общей напряженности.
Примеры.
-А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города». Все шесть книг в самых трагических событиях обязательна разрядка смехом.
При буре и наводнении — «Как только вернусь в Изумрудный город, объявлю закон, запрещающий дожди!».
При отправлении парламентера к наместнику врага — «Господин наместник, там к вам прела… парле… перлатурман!».
Урфин Джюс захватил Изумрудный город и придумал себе титул: «Урфин Первый, могущественный король Изумрудного города и сопредельных стран, сапоги которого попирают Вселенную». Тут же штамп Сапогами попирают из Вселенной – придворные пытались это выучить, и у них получилось «Урфин Первый, преимущественный король Изумрудного города и бездельных стран, которого сапогами попирают из Вселенной»…
Эксперимент с говорильной машиной в последней части.
-М. Шолохов, «Поднятая целина»: дед Щукарь, почти каждая сцена с его участием. Тут вам и завершившаяся расстройством (во всех смыслах) утилизация скота, и уморительная демагогия на партсобрании, и хвастовство на все случаи жизни, и даже отдельная глава, посвящённая похождениям незадачливого старикана с шилом в одном месте.
Особенной известностью пользуется фраза от деда на все времена. «Сказано русским языком: хочу поступить в партию. Затем и пришел, чтобы узнать, какая мне выйдет должность, ну и прочее».Макар Нагульнов, впрочем, тоже периодически выкидывал фокусы, не характерные для его образа. Одна только история с петухами чего стоит!
Да и Семён Давыдов не отстаёт. Заставить готовых взбунтоваться колхозников вернуться к работе, сыграв с ними в карты? Да пожалуйста!
-«Место встречи изменить нельзя» – ну как же без Ивана Бортника и его прекрасного исполнения вора-шестёрки Промокашки?
Приключения Запятой и Точки». Типичный пример использования данного штампа. Жуткие на вид Кляксы (особенно, когда у них появляются дополнительные конечности) преследуют Запятую и Точку. Но какие же Кляксы забавные. Будучи типичными злодеями-недотёпами, они всякий раз упускают беглецов и вызывают у зрителя смех.
Самоубийственная самоуверенность
Сапогами попирают из Вселенной
Персонаж дорвался до власти. И, решив, что теперь ему можно всё, он придумывает себе в припадке нарциссизма настолько длинный и пафосный титул, что это становится уже смешно. При этом сам персонаж упорно не желает замечать, что уровень его пафоса провалился далеко под асфальт, и на полном серьёзе требует, чтобы его (ну, или её) величали именно так, а не иначе. При этом персонажа, конечно, не волнует, что часть его титулов может немножечко не соответствовать жестокой действительности.
Примеры.
-Урфин Джюс из произведений А. Волкова — кодификатор. Захватив власть в Волшебной стране, выдумал себе такой хитросплетённый титул, что никто из подданных не смог правильно его произнести. За что и был осмеян собственным фамильяром. Последний, впрочем, тоже не страдает от недостатка самомнения и желает, чтобы каждый обращающийся к нему называл его исключительно полным именем, которое звучит не иначе как Гуамоколатокинт; видимо, поэтому попавший в его шкуру и тут же облажавшийся Урфин именно ему особенно смешон. “Овладев Изумрудным городом, Урфин Джюс долго думал над тем, как ему именоваться, и в конце концов остановился на титуле, который выглядел так:
— Урфин Первый, могущественный король Изумрудного города и сопредельных стран, владыка, сапоги которого попирают Вселенную.
Он позвал в тронный зал Руфа Билана и еще нескольких придворных высших чинов и, трепеща от гордости, дважды произнес титул. Затем он приказал Билану:
— Повторите, господин главный государственный распорядитель!
Коротенький и толстый Руф Билан побагровел от страха перед суровым взглядом повелителя и забормотал:
— Урфин Первый, могучий король Изумрудного города и самодельных стран, владетель, сапоги которого упираются во Вселенную…
— Плохо, очень плохо! — сурово сказал Урфин Джюс и обратился к следующему:
— Теперь вы, смотритель лавок городских купцов и лотков уличных торговок!
Тот, заикаясь, заговорил:
— Вас следует называть Урфин Первый, преимущественный король Изумрудного города и бездельных стран, которого сапогами попирают из Вселенной…
Послышался хриплый, удушливый кашель. Это филин Гуамоко старался скрыть овладевший им безудержный смех. Весь красный от гнева, Урфин выгнал придворных.” — А. Волков, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
-Братья Стругацкие: «Попытка к бегству» – титулование местного царька: «Великий и могучий Утёс, сверкающий бой, с одной ногой на небе и с ногой на земле, живущий, пока не исчезнут машины».
-Братья Стругацкие: «Обитаемый остров» – Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырёх Золотых Знамён Именной Бомбовоз «Горный Орёл».
Сирано
Сирано – персонаж, помогающий другому персонажу в любви. Как правило, получатель помощи – главный герой, реже главным героем бывает сам Сирано (как в случае кодификатора – Сирано де Бержерака в пьесе Ростана).
Помощь эта может заключаться в разном: просто в советах о том, как вести себя и как поступать, в предоставлении подарков и романтической обстановки, или даже в написании серенад, которые получатель помощи выдаст за свои.
Как в случае кодификатора, Сирано может быть сам влюблён в предмет воздыхания получателя помощи, но считать себя по каким-либо причинам неподходящей парой (например, из-за уродства), но необязательно.
Примеры:
А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Емельян Пугачёв для Маши Мироновой и Петруши Гринёва. Пополам с Враг мой.
Лиза из «Горя от ума» поневоле помогает Софье встречаться с Молчалиным втайне от отца.
«Война и мир» — Пьер искренне советовал другу Андрею жениться на Наташе.
«Служебный роман»: Самохвалов выступает в роли Сирано для Новосельцева. Правда, первоначально Новосельцев умудряется свести на нет все его усилия, а затем – прекрасно справиться и без него. При этом практически не изменив поведения.
«Когда я стану великаном» (несколько историй из жизни Петра Копейкина, восьмиклассника и поэта): невзрачный Петя, страдающий от маленького роста, находящийся всегда в центре внимания, влюблён в одноклассницу Машу Горошкину. Маша увлечена посредственным новичком-девятиклассником Колей Кристалловым. Копейкин соглашается на роль посредника в их взаимоотношениях: Кристаллову передаёт записку от Маши, а зная любовь Маши к поэзии, пишет и передаёт Кристаллову стихи, а тот по просьбе Копейкина выдаёт их за свои. Стоит отметить, что история начинается с того, что Копейкин срывает школьный спектакль «Сирано де Бержерак» из-за того, что ему не нравится назначение одноклассника-выскочки Феди Ласточкина на роль Сирано.
«Приключения Петрова и Васечкина»: энергичный Васечкин выступает в роли Сирано для застенчивого Петрова. Вот только начитался он перед этим не «Сирано», а «Укрощения строптивой».
-«Назад в будущее»: Марти Макфлай, помешавший встрече своих родителей, пытается их снова свести.
-Futurama: в одной из серий у Зойдберга начинается брачный период, и он с командой Плэнет-Экспресс едет в родной мир. Там Фрай помогает ему устроить отношения с женской особью его вида.
-Первый мститель: Другая война. Наташа Романова упорно пытается подобрать Стиву Роджерсу пару.
Смерть - лучшее алиби
Спящий агент
Толстый и тонкий
Трусишка зайка серенький
Зайца принято считать олицетворением трусости. Даже поговорка соответствующая есть: «Труслив, как заяц». На самом же деле заяц вовсе не труслив. Вернее, он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни острых когтей, ни огромных клыков у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками – например, с воронами – эти длинноухие зверьки отважно сражаются.
Однако зайцу до сих пор так и не удалось полностью избавиться от этого штампа – в культуре так или иначе обыгрывается тема заячьей трусости и боязливости, хотя порой случаются и исключения из этого правила. Под штамп также попадают и кролики.
Примеры.
-В лесу родилась ёлочка – одна из самых популярных русских детских новогодних песен. Отрывок: “Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал.”
-Мультфильм Подарок для самого слабого – маленький Зайчонок, доведённый всеми хищниками в лесу до слёз. И только прибывший из Африки Лев встаёт на защиту малыша.
-Мультфильм Мешок яблок – целая семья («четыре сыночка и лапочка-дочка»).
-Мультфильм Храбрый заяц. Заяц боялся всех и всего. С утра до ночи только и делал, что дрожал от страха. Даже его родные над ним смеялись. Субверсия: увидев волка, заяц с большого перепугу случайно сам так напугал серого, что тот еле ноги унёс. А другие зайцы стали считать зайца-трусишку храбрецом.
Ну, погоди!» – субверсия: Заяц, хоть и всегда панически реагирует на Волка, в некоторых случаях может таки дать ему отпор.
-Сказки дядюшки Римуса: Братец Кролик. Хитрый, но пугливый.
-Луни Тюнз. Инверсия: Багз Банни – бесстрашный и немного нахальный кролик.
Убийца - один из нас
Умная говорящая птица
У страха глаза велики
Участь хуже смерти
Участь хуже смерти заключается в некой тяжёлой ситуации, в которую попал персонаж и которая обеспечивает персонажу постоянную агонию.
Иногда эту форму принимает похожий штамп жестокое милосердие: для некоторых персонажей остаться жить в заданных обстоятельствах действительно тяжелей, чем умереть.
Примеры.
-Superman: The Animated Series. Яркий пример: “Помнишь, ты меня бросил, погребённым под обломками скалы? Я не мог пошевелиться, ничего не видел, ничего не слышал, но думать я мог.” – Металло.
-В древнегреческой мифологии особо отличившихся смертных ждало просто не царство Аида, а вечное наказание. Так, Тантал за преподнесение богам пищи из своего сына был приговорён к вечному нахождению посреди воды и с плодовыми деревьями над головой, но при попытке утолить голод или жажду вода убывала, а ветки поднимались выше. Другой смертный, Сизиф, за пленение бога смерти Танатоса был приговорён к вечному подниманию камня на вершину горы. Едва Сизиф достигал вершины, камень всегда скатывался вниз.
-Прометея за похищение огня приговорили к сходной участи: его распяли на скале, и ежедневно орёл прилетал клевать его печень. Будучи титаном-полубогом, Прометей не мог умереть: за ночь раны исцелялись и печень зарастала снова.
-В серии «Дозоры» Сергея Лукьяненко — заклинание «Саркофаг времён» из арсенала Инквизиции. Применивший заклинание маг заточает противника вместе с собой в саркофаг, откуда невозможно выбраться. То есть вообще невозможно. Навсегда. То есть вообще навсегда. Хотя есть один способ — тебя может вытащить сам Сумрак, точнее, его воплощение. Антону Городецкому получилось таким образом выйти. А спустя кое-какое время — и ведьме Арине, тоже не без помощи воплощения Сумрака.
Ещё из «Дозоров» Лукьяненко – заклинание Светлых Иных «Белое марево», которое превращает Иных в статуи. При этом они остаются в полном сознании, но не могут двигаться или умереть и лишены всех чувств.
-В повести Юрия Нестеренко «Отчаяние» герои постоянно пытаются умереть, чтобы избавиться от великого космического отчаяния, которое является основополагаюшей космогонической силой и сильнее обычного человеческого отчаяния во столько же раз, во сколько «свет всех звёзд Вселенной ярче искр перед глазами от удара по голове». Это отчаяние хуже не только смерти, но и самых ужасных физических пыток, которым герои подвергают сами себя и друг друга, чтобы хоть как-то отвлечься. Однако, поскольку главным законом мироздания является Закон возрастания отчаяния, они не могут умереть, воскресая вновь и вновь (чему способствует специфика звездолёта, на котором они находятся). В конце концов им удаётся разрушить корабль, но в результате вместо своих человеческих тел они воскресают в виде составных частей гигантского шара из плоти их собственных трупов (оставшихся от прошлых воплощений), висящего в абсолютной пустоте. Они не способны ни говорить, ни двигаться, ни умереть — лишь испытывать бесконечное, всё возрастающее отчаяние.
-«Палата № 6» Чехова. Главврача Рагина обманом сажают в палату для душевнобольных. И он в первый же вечер понимает, что бессудно приговорен пожизненно без адвоката, прений и апелляций. Что не выйдет из этой палаты никогда. Так и вышло.
-«Приключения капитана Врунгеля» – юмористический вариант: когда шеф гангстеров распекает своих вновь облажавшихся подручных: «Я вас измочалю. Сотру в порошок. Поджарю на медленном огне… Впрочем, я придумал для вас кое-что похуже. Я вышвырну вас, и вам снова придётся стать честными людьми». Судя по реакции, для обоих головорезов, Джулико Бандитто и Де Ля Воро Гангстеритто такой вариант является именно что участью хуже смерти.
-«Волшебник Изумрудного города» – Железный Дровосек. Лишившись рук, и ног, и даже головы и тела, он заменил их протезами, и все, казалось бы, не так уж плохо — но железные суставы ржавеют от воды, и попав однажды под ливень, он целый год провел в лесу, неспособный двигаться.
-«Голова профессора Доуэля» – собственно, профессор Доуэль к концу книги.
-«Ключ от всех дверей» – в шокирующем финале фильма сознание главной героини переносится в переломанное, парализованное инсультом тело жрицы худду. При этом героиня неспособна даже кричать – может только вращать глазами и беспомощно хлопать ртом, как выброшенная на берег рыба.
-«Удивительный Человек-Паук», арка Dying Wish – Питер Паркер заперт в теле умирающего, прикованного к тюремной постели Доктора Осьминога.
-Сварог – участь Щепки в «Спасителе Короны». После применения антимагического оружия она оказалась изуродованной, парализованной и тронулась рассудком.
-Heroes of Might and Magic IV: кампания “Цена мира”. В результате разрушения подчиняющего волю артефакта Гэвин Магнус потерял разум. Т.к Магнус – бессмертный, то он проведёт остаток вечности в тюрьме, при этом не в состоянии осознать, какой ценой он хотел насадить Аксеоту мир, и что же он наделал. Солимр о Магнусе: “Он смотрит в окно, даже не зная, где и кто он. Гэвин Магнус, Бессмертный Король, остался кататоническим – на всю вечность.”
-История игрушек: Большой побег. Сбежавшего Лотсо подбирает мусорщик и привязывает его к капоту своего грузовика (что очень не нравится медведю). Да, лучше бы Лотсо сгорел на мусороперерабатывающем заводе…
Фальшивый герой
Хороший парень
Хороший плохой конец
Хэппи-энд
Шо, опять?!
Итак, герой подписался на выполнение опасной миссии. Герой миссию эту выполнил, несмотря на все встреченные трудности и опасности, возможно что-то или кого-то потеряв, или даже пережив самопожертвование. И с чистой совестью присел отдохнуть, думая, что все опасности позади…
Но спустя некоторое время к герою приходят с настойчивой просьбой, а то и с приказом: «А повтори-ка ты всё на бис!»
И герой в состоянии полного изумления вопрошает: «Шо, опять?!»
Примеры.
-«Жил-был пёс» – кодификатор от Волка.
-«Конёк-Горбунок»: замотанный поручениями царя, Иван, получив очередной вызов от государя, так и говорит: «Что, опять на окиян?» Оказалось, всё еще хуже…
-Итальянская сказка “Тредичино”: чтобы получить награду, Тредичино выполняет сложные задания короля. И каждый раз после выполнения задания, король давал другое, ещё более сложное задание.
-Русская сказка Поди туда, не знаю куда.
Это был всего лишь сон
Ядовитая персона
Тела этих людей производят опасные токсины, излучают радиацию или несут множество опасных заболеваний, к которым они, конечно, сами невосприимчивы, но для всех остальных знакомство с этими ужасами наверняка окажется смертельным. Как правило, ядивитой персоной становятся в основном злодеи.
Если же эта способность досталась положительному персонажу, то это наверняка будет невероятно отстойный дар. Такой герой, как правило, старается держаться как можно дальше от людей. Если ему всё-таки повезёт, то у него будет возможность контролировать свою способность, хотя бы для того, чтобы жить в городе. Но и тогда лучше не забывать о защитном костюме.
Примеры.
-Marvel Comics. Радиоактивный человек. Чудище (Теодор Саллис). Почувствовав страх, Чудище выделяет кислоту, способную причинить смертельный ожог от прикосновения. Скорпион (Мак Гарган). Его хвост помимо бритвенно-острого ядовитого лезвия оборудован дополнительным оружием: разбрызгивателем кислоты.
-DC Comics. Ядовитый плющ. Дерек «Блайт» Пауэрс.
-Экшен Мен (Action Man) – доктор Гангрена.
-«Человек-невидимка»: японский шпион прошёл операцию, превратившую его пот в яд. Увы, что-то пошло не так и операция на тридцать лет оставила его полностью парализованным и в полном сознании.
-Mortal Kombat – Рептилия.
-Heroes of Might and Magic IV – ядовитые твари мало того, что состоят из костей и кислоты, так ещё и накладывают мощное отравление при каждой атаке, не важно, в ближнем или дальнем бою, и снять этот яд можно только целительными заклинаниями.
-Большой куш (One piece). Магеллан – начальник тюрьмы “Импел-Даун”, обладающий силой плода Яд-Яд: способность создавать яды, кислоты и ядовитые газы.