Штамп это шаблон, известный образец, повторяемый в различных сюжетах произведений искусства.
Штамп в искусстве это установленные традицией, готовые и получившие известность формулы (амплуа, архетип, мотив, сюжетный ход, тема), часто используемые в фильмах, мультфильмах и литературных произведениях.
Даже в древние времена сюжетное искусство было формульным. В произведениях использовались готовые шаблоны, освящённые традицией: например, «злодей», «герой», «некто терпящий несчастья», «младший сын», «романтическая возлюбленная», «благородный отец», «плут», «простак», «блудница», «внезапное вмешательство божества» и т. п.
А по прошествии веков, с развитием культуры, и уж подавно – с появлением «массовой культуры», формульность начала просто зашкаливать. Формул, сиречь штампов, накопилось видимо-невидимо. Авторам всё труднее было придумать оригинальный сюжет. В настоящее время оригинальность сюжета фактически означает необычную сборку известных штампов, а не полное воздержание от них (в наши дни это уже просто невозможно, потому что повторы и штампы неизбежны).
Литературные произведения, фильмы и мультфильмы строится на штампах. Один и тот же штамп неоднократно обыгрывается различными авторами. Причин для этого очень много, а одна из главных причин – в настоящее время практически невозможно избежать каких-либо сюжетных повторов. К тому же, штамп представляет собой удачную, плодотворную формулу, которую грех не использовать снова. И снова, но уже с вариациями. И снова, но уже пародируя (например, мультфильм Шпионские страсти и т.д).
Кодификатор штампа – произведение, где какой-либо штамп проявляется настолько ярко, что именно это произведение первым всплывает в памяти, когда речь заходит об этом приёме. Кодификатор не следует путать с первопримером и первоисточником названия, хотя они часто совпадают.
Первопример – место рождения штампа, вне зависимости от того, насколько оно известно в массовом сознании, а первоисточник названия – то, в честь чего он назван.
Одним из элементов оживления штампов и приложения к ним фантазии являются игры со штампами.
Игры со штампами: Аверсия, Субверсия и Инверсия.
Аверсия – это сознательное избегание штампа. Аверсия – это тот случай, когда аудитория ждёт штампа – а он не появляется.
Примеры.
-А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» – отказ Онегина Татьяне и Татьяны Онегину. Штампы тогдашней романтической литературы требовали, чтобы в ответ на признание мужчина либо воспылал страстью и потащил девушку к венцу, либо коварно соблазнил и бросил. То, что девушке можно просто вежливо отказать, никому не приходило в голову. Поскольку сейчас этих штампов никто не знает, мало кто замечает, что в этом месте есть аверсия.
-Б. Васильев, «А зори здесь тихие…»: ранение в руку (безобидная рана) с последующим купанием в болоте закончилось для старшины Васкова сепсисом и, видимо, гангреной. Жизнь ему врачи спасли, а вот руку – нет.
Субверсия (букв. «подрывание») – вид игры со штампом, отыгрывание штампа с каким-то неожиданным нюансом. От аверсии отличается тем, что при аверсии аудитория ждёт штампа, руководствуясь исключительно законами жанра – штамп не появляется; а при субверсии уже в самом сюжете дан намёк, что вот оно, сейчас будет – и вроде бы поначалу так оно и происходит, но потом штамп отыгрывается совсем иначе, нежели ожидалось.
Штампы, сами по себе являющиеся субверсиями других штампов:
–Плохой хороший конец – субверсия штампа Хэппи-энд.
–Пережить самопожертвование – субверсия штампа Героическое самопожертвование.
Инверсия (букв. «обращение») штампа – это его отыгрывание в строго зеркальном виде, выворачивание наизнанку, превращение в его противоположность.
Взаимными инверсиями являются:
–Хороший плохой конец и Плохой хороший конец
–Хэппи-энд и Несчастливый конец
–Герой переходит на тёмную сторону и Злодей переходит на светлую сторону
Список штампов:
Белая рубашка смерти – на белом (или светлом) фоне кровь сразу бросается в глаза, так что если убивают кого-то, облачённого в белое, смерть сразу выглядит в три раза кровавее и драматичнее.
Примеры:
-«Достояние республики»: Маркиз. Макар тоже, но ему повезло, и он остался жив.
-«Гусарская баллада» – из всех персонажей в финале в белую рубашку одет только Винсенто. Естественно, погибает тоже только он.
-«Свой среди чужих, чужой среди своих» – именно в ней и убивают есаула.
-«Собор Парижской богоматери»: Эсмеральду казнят в белой сорочке.
-Мстители: Эра Альтрона. Героически погибший Пьетро Максимофф был облачён в светло-синий костюм.
-Константин Симонов, поэма «Ледовое побоище»:
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
В рубахах стираных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув.
Так легче бить врага с размаху,
А коли надо умирать,
Так лучше чистую рубаху
Своею кровью замарать.
Противоположный штамп – Протагонист-злодей.
Примеры.
-«Преступление и наказание» – следователь Порфирий Петрович.
-«Отверженные». Инспектор Жавер – безукоризненно честный и профессиональный полицейский. Но вот то, что Жан Вальжан за украденную им буханку хлеба не только был наказан в разы суровее, чем нужно, но ещё и искупил свои грехи работой на посту мэра, Жавер то ли не желает, то ли в принципе не способен понять.
-«Достояние республики». Маркиз.
-«Ну погоди!» – Заяц.
-«Том и Джерри» – кот Том. Он просто защищает свой (или хозяйский) дом от вредителя.
-«Проект „Зета“» – агент АНБ Джеймс Беннет и его команда ведут преследование наших героев на вполне законных основаниях — робот Зета был запрограмирован как убийца, и потенциально представляет угрозу для общества, а его спутница Розали Роуэн сбежала из приюта. Беннету невдомёк, что Зета обрёл самоcознание и поэтому больше не хочет убивать, а также то что Розали сбежала из приюта из-за невыносимых условий проживания.
-Миссия невыполнима: Протокол Фантом. Преследующий Итана Ханта русский спецагент Анатолий Сидоров.
Примеры.
-«Странная жизнь Ивана Осокина» (1910) – повесть П. Д. Успенского.
-«Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) – рассказ А. Н. Стругацкого, в котором главный герой, Никита Воронцов, много раз проживает одну и ту же жизнь, не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире.
-Фильм Владимира Хотиненко «Зеркало для героя» (1987), в котором главные герои попадают в прошлое, где один и тот же день 8 мая 1949 года постоянно повторяется, хотя жители городка не замечают этих повторений. Примечательно, что вышло это произведение задолго до «Дня сурка».
-Фильм «День сурка» (1993) – кодификатор штампа, однако сходный сюжет встречался и раньше. По сюжету главный герой Фил Коннорс «застревает» в одном и том же дне Праздника сурка, пробуя всевозможные способы проведения времени вплоть до самоубийства, однако неожиданно вырывается из петли времени, посвятив этот роковой день полезным и добрым делам и обратив на себя внимание Риты, в которую он был безнадёжно влюблён.
-Деревня дураков: серия “День сурка”.
-«Ералаш», серия «Безумный день».
-Осторожно модерн. Серия 40: День сурка. Электрик просыпается в своей постели семь раз подряд и каждый раз попадает в один и тот же день – в собственный День рождения. Семь раз жена поёт мужу песенку «Happy Birthday to you» и дарит ему шапку. Несколько раз он пытается по просьбе тёщи починить проводку, но безуспешно: каждый раз он теряет сознание, а когда приходит в себя, то вновь оказывается на несколько минут раньше в своей постели. На седьмой раз он смиряется с обстоятельствами и удачно чинит проводку.
-«Временная петля» (2007) – главный герой попадает во временную петлю, снова и снова переживая нападение незнакомца. В конце выясняется, что он и есть тот незнакомец.
-Фильм Треугольник (2009) – главная героиня после кораблекрушения понимает, что оказалась во временной петле, переживая одни и те же события уже не первый раз. Сюжет отличается от обычного “дня сурка” тем, что героиня встречает саму себя в разных вариантах.
-Исходный код» (2011) – солдат по имени Коултер мистическим образом оказывается в теле неизвестного мужчины, погибшего в железнодорожной катастрофе. Коултер вынужден переживать чужую смерть снова и снова до тех пор, пока не поймёт, кто – зачинщик катастрофы.
-«Смешарики. Пин-Код» (2012) – обе части серии «День Биби», где Биби из-за сбоя программы попал во временную петлю, пытаясь во избежание взрыва Шаролёта остановить Лосяша.
-«Грань будущего» (2014) – в будущем, во время сражений с напавшей на Землю инопланетной расой, разжалованный в рядовые майор Кейдж снова и снова проживает один и тот же день, пытаясь найти уязвимость пришельцев и спасти человечество.
Волк является традиционным героем народных сказок и эпосов большинства народов мира. В сказках и мультипликации волк нередко выступает в роли антагониста, жестокого и беспощадного.
Примеры.
-Сказка Три поросёнка. Кодификатор. “Я злой и страшный серый волк! Я в поросятах знаю толк!“
-Сказка Красная Шапочка.
-Сказка Волк и семеро козлят.
-Басни И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок», «Волк и Журавль», «Волк на псарне» (последнее – сатира на Наполеона).
-«Волшебник Изумрудного города» – Бастинда натравливает на главных героев своих слуг, голодных волков.
-Басня С. В. Михалкова Полкан и Шавка.
-Мультсериал Ну, погоди! Субверсия, т.к тут Волк не так уж и страшен. Напротив, он смешон, очень обаятелен и симпатичен.
-Мультфильм Мешок яблок. А вот здесь Волк очень даже злой и страшный. Особенно на фоне Волка из Ну, погоди.
-Русская сказка Иван-Царевич и Серый волк. Субверсия: волк оказался не злым.
-Мультфильм Волк и телёнок. Сначала Волк действительно хотел съесть телёнка, но потом привязался к нему как к сыну.
-Мультфильм Храбрый оленёнок.
-Мультфильм В лесной чаще.
-Русская народная сказка Теремок. Субверсия. У волка здесь и имя-то страшное – «из-за кустов хватыш». Но Волк заходит в теремок, оставив за порогом все скользкие мысли и мирно уживается с Зайцем и другими обитателями теремка.
Примеры.
-Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба»: «Ну что сынку, помогли тебе твои ляхи?»
-«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — мальчик с сачком: «А чё это вы здесь делаете?»
-Остап Бендер в знаменитой дилогии Ильи Ильфа и Евгения Петрова: «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Командовать парадом буду я!»
-Вор по прозвищу Доцент в «Джентльменах удачи»: «Пасть порву!»
-В том же фильме – Василий Алибабаевич: «Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!»
-«Мимино». Рубен Хачикян: Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся.
-Мультфильм «Тайна третьей планеты»:
Говорун: «Птица говорун отличается умом и сообразительностью».
Зелёный: «Это добром не кончится!» Он же, когда случается какая-нибудь неприятность: «Я же предупреждал!»
-Образ кота Леопольда невозможно представить без фирменной фразы «Ребята, давайте жить дружно!»
А образ допекающих его хулиганов-мышей — Мити Белого и Моти Серого — без их всегдашнего «Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!»
-Спортлотто 82: “От века я не отстаю, всё время что-то достаю” – Сан Саныч. “Окейна” – Степан. “Ах да” – директор туристической базы «Орлиный приют».
-«Гараж»: у Сидорина (в исполнении Валентина Гафта) есть манера обращаться к другим людям, используя конструкцию «ххх [вы] мой/моя», где ххх – какой-нибудь неожиданный, но подходящий к случаю эпитет: «Не дудите, музыкальный вы мой», «Как ветеринар, я обещаю вам, прожорливый мой, заворот кишок», «Какую ещё справку, рыночная моя?» В случае крайнего гнева: «Где ключ?!? Ключ, паршивая моя!!!» В конце фильма Хвостов (Андрей Мягков) именно так обращается к нему самому: «Хорошо, но мы это сделаем без вас, ладно? Многоликий вы наш».
-Ну погоди: коронная фраза Волка в названии мультсериала.
-«Том и Джерри». У двух главных героев нет коронных фраз (если не считать знаменитый крик Тома), а у второстепенных персонажей как раз имеются:
Пёс Спайк, когда восхищается своим сыном, щенком Тайком: «Это мой сын! Это мой мальчик!» (That’s my son! That’s my boy!)
-«Приключения капитана Врунгеля» – агент Ноль-Ноль Икс: «Ха, ха, ха! Руки вверх, ваша песенка спета!»
-«Приключения Джеки Чана»: Джеки (спасаясь бегством): «Плохой день, плохой день, плохой день!»
-«Волкодав» Марии Семёновой: главный герой склонен отвечать на многие фразы своих собеседников конструкцией «Может, и [вставить нужное]» (произносится характерным угрюмым тоном). Выглядит это примерно так: «Ты что, на каторге побывал?» — «Может, и побывал…»; «Смотри, ты же ему голову проломил!» — «Может, и проломил…»
В последней книге «Самоцветные горы»:
«— Об их мыслях тоже твой зверёк тебе рассказал?
— Нет. Сам чувствую.
— Раньше, — задумчиво проговорил Винитар, — ты, насколько я тебя помню, ответил бы как-нибудь так: «Может, и рассказал»… Изменился ты, кровник.
Волкодав хмыкнул:
— Может, и изменился…»
-Корона Российской империи. Месье Дюк: “это есть факт.”

Как правило, этот крутой не связан никакой прямой преемственностью с настоящими историческими крутыми, которым он подражает.
Примеры.
-Бывший учитель фехтования Маркиз из фильма «Достояние республики» – словно сошедший со страниц приключенческого романа авантюрист со шпагой посреди молодой Советской республики.
-Фильм 31 июня. Сэм Пенти из XXI века (он же Белый Рыцарь), художник и протагонист фильма.
Примеры.
-Библия. Уходя из Содома, жена Лота обернулась и превратилась в соляной столб.
-Мифы Древней Греции. Участь Семелы, возлюбленной Зевса и матери Диониса: подученная ревнивой Герой, она потребовала от Зевса, чтобы тот явился ей в своем истинном обличьи; при виде его божественного сияния тотчас упала замертво (по другой версии, самоиспепелилась). Орфей, уводящий Эвридику из Аида: обернувшись, потерял шанс вернуть её в мир живых. Горгона Медуза в греческой мифологии: её взгляд обращал человека в камень.
-«Вий» Н. В. Гоголя — как только Хома Брут неосторожно взглянул на Вия, тот увидел его, и защита мелового круга пропала.
«Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.
-Иванушка из фильма «Огонь, вода и медные трубы» должен идти искать смерть Кощея, не оглядываясь: «Оглянешься – окаменеешь».
-Советская детская страшилка «Случай на советско-польской границе». Однажды советские пограничники, дежурившие на границе возле заброшенного замка, замечают в окне одной из комнат какой-то свет. Они отправились на обследование замка, но при виде того, что находилось в комнате, с диким криком падают замертво. Когда врач заглянул в глаза одного из погибшых, он дико закричал и упал без признаков жизни. Оказалось, что на сетчатке глаз мёртвого пограничника отпечаталось то страшное видение, которое он видел перед смертью. И это видение было столь ужасно, что никто, из видевших его, не сохранил жизнь, и его природа так и осталась неизвестной.
-«Оно» Стивена Кинга. Мёртвые огни, заглянув в которые можно рухнуть замертво или впасть в кататонию. В экранизация «Оно» 1990 года: взгляд на мёртвые огни не столь разрушителен – но герои все же цепенеют на время, достаточное, чтобы Оно к ним подобралось. А вот в киноверсии 2017 года мёртвые огни, как и в книге, погружают Беверли в затяжной транс.
-«Звонок» — видеокассета, которую лучше не смотреть.
-«Гарри Поттер и Тайная Комната» — василиск способен убивать взглядом, но для этого надо встретиться с ним глазами. При этом если увидеть взгляд василиска в отражении или сквозь прозрачный предмет, это хоть и не убьёт, но парализувет жертву на неопределенный срок.
Примеры.
-Бондиана. Кодификатор. В каждом фильме у Джеймса Бонда новая девушка. При этом, как правило, за спиной “основной” Бонд успевает в той или иной степени пофлиртовать с ещё несколькими красавицами. Поэтому подсчитать, сколько всего девушек было у Бонда, довольно сложно.
-Шурик. В фильме Операция ы – Лида. В Кавказская пленница – Нина. В Иван Васильевич меняет профессию – Зина.
-Индиана Джонс. Правда, в четвёртой части, он возвращается к девушке из первого фильма.
-Star Trek – капитан Кирк. Едва ли не в каждой серии – новая роковая любовь, с которой он готов остаться на всю жизнь. Увы, обстоятельства разлучают влюблённых.
-«Брат и Брат 2». В первом фильме у Данилы Багрова были отношения со Светой. Во втором фильме с Ириной Салтыковой и Лизой Джеффри. Если бы вышел третий фильм, то в нём у Данилы, скорее всего, снова бы была новая девушка.
-Сериал Кадетство. У суворовца Трофимова в каждой серии новая девушка. У суворовца Перепечко тоже часто менялись девушки.
-Сериал Восьмидесятые. У главного героя Вани каждые два сезона меняется девушка. В 1-2 сезоне – Катя. В 3-4 сезоне – Таня. В 5-6 сезоне – Александра. И это не считая Инги.

Примеры.
-«Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Во время погони за Элли и компанией полицейские случайно разбили своего собственного начальника, после чего погоня сразу прекратилась.
-Мультфильм От того, что в кузнице не было гвоздя (1990). “Командир убит. Армия бежит”.
-Фильм Пятый элемент. Мангалоры сдались после того как главный герой застрелил их лидера.
-Фильм Звёздные войны. Месть Ситхов. Аверсия: сепаратисты остановились не после гибели графа Дуку и генерала Гривуса, а только когда этого захотел Палпатин.
-Фильм Пираты Карибского моря: На краю света. Огромная эскадра бежит после потери флагмана.
-Фильм Туман (2010). Взвод солдат во время марш-броска попадает в туман, который переносит их в 1941 год. Солдаты сталкиваются с немецким отрядом, тут же открывшим по ним огонь. Командира взвода смертельно ранят. Итог предсказуем.
-Фильм Защитники. После того как герои победили Куратова, все его клоны перестали представлять опасность.
Примеры.
-Андрей Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля»:
«Я старший помощник с корвета «Беда».
Его поглотила морская вода.
И вот я теперь на чужом корабле,
Сижу, как преступник, на жёстком угле…»— Старший помощник Лом
Также песни агента 00Х, Фукса, и, конечно, гангстеров: «Мы бандито, гангстерито…».
-Сказка братьев Гримм Румпельштильцхен. Румпельштильцхен прыгает вокруг костра и поёт песню о том, какой он молодец.
-«Достояние республики» – «Песенка о шпаге» и романс Маркиза “Я этим городом храним”
-«Мимино» – «Чито-грито».
-«Мистер Икс» – выходная ария мистера Икс
-«Гардемарины, вперёд!» – «Песня байстрюка»
-«Двенадцать стульев» – Остап Бендер: «Нет, я не плачу и не рыдаю».
-Мультфильм «Летучий корабль». Песня Ивана и песня Водяного.
-«Бременские музыканты» – «Ничего не свете лучше нету…», «песня про Бременских музыкантов. Во второй части: Ария Сыщика: «Я гениальный сыщик…».
-«Вовка в Тридевятом царстве» – песня Царя, красящего забор.
-«Приключения Электроника»: Урри и Стамп.
-«Необыкновенные приключения Маши и Вити» – множество: Песенка-представление Бабы-Яги, кота Матвея и Лешего, отдельная ария у Бабы-Яги, кота Матвея, Лешего и у Кощея Бессмертного.
-Э. Успенский, Чебурашка – песня Чебурашки “я был когда-то странной игрушкой безымянной”, а также песня Шапокляк.
-Приключения Точки и Запятой. Песня главных героев: “Любой из нас всегда готов ребятам помогать, а от лентяев и плутов мы будем убегать!”
-В стране невыученных уроков. Песня Виктора Перестукина и его кота Кузи.
-Марья-искусница. Песня русского отставного солдата.
-Морозко. Песня Ивана. У разбойников тоже есть своя песня.
А ещё иногда этим заканчивается попытка убить некое существо с очень важной ролью в мироздании, без которого оное мироздание разрушится как карточный домик.
Примеры.
-Советский мультфильм Дракон: кодификатор. Главный герой сражается с драконом и побеждает, но слышит фразу “Теперь не я, а ты дракон”. Оказывается этот дракон был раньше человеком и так же хотел освободить людей. Но алчность и жажда золота сделала его драконом. Герой входит в сокровищницу и принимается перебирать золото, уже начав превращаться, но оказывается, это золото проклято. Тот, кто к нему прикоснётся, станет драконом. Поняв, что проблема в этом злополучном сокровище, герой избегает превращения в дракона.
-«Убить дракона»: чуть ли не кодификатор. Рыцарь Ланцелот победил дракона, но, когда он возвращается в город, он сам уже почти стал Драконом.
-«Сварог»: победив короля Хелльстада, протагонисту пришлось занять его место.
-«Пираты Карибского моря». Тот, кто убьёт капитана Летучего голандца должен стать новым капитаном. Билл Тёрнер: “У Голландца должен быть капитан”.
-Виктор Ятаганов “Хроники Вергилии”. “По древнейшему закону тот, кто убил вождя племени, должен занять его место”.
-«Санта Клаус». Когда по вине Скотта Кэлвина Санта Клаус случайно падает с крыши, тот решает примерить его мантию. Однако герой не обратил внимание на бирку, надпись на которой гласила, что тот, кто наденет мантию, должен стать новым Санта Клаусом и принять его обязанности.
-«Звёздные войны»: Энакин Скайуокер убивает графа Дуку, владыку Ситхов, ученика и правую руку Дарта Сидиуса, после чего сам занимает его место. Испробовав этот номер на Энакине, Палпатин (Дарт Сидиус) потом пытается проделать то же самое с Люком, но тот на провокацию не поддаётся.
Примеры.
-А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города». Все шесть книг в самых трагических событиях обязательна разрядка смехом.
При буре и наводнении — «Как только вернусь в Изумрудный город, объявлю закон, запрещающий дожди!».
При отправлении парламентера к наместнику врага — «Господин наместник, там к вам прела… парле… перлатурман!».
Урфин Джюс захватил Изумрудный город и придумал себе титул: «Урфин Первый, могущественный король Изумрудного города и сопредельных стран, сапоги которого попирают Вселенную». Тут же штамп Сапогами попирают из Вселенной – придворные пытались это выучить, и у них получилось «Урфин Первый, преимущественный король Изумрудного города и бездельных стран, которого сапогами попирают из Вселенной»…
Эксперимент с говорильной машиной в последней части.
-М. Шолохов, «Поднятая целина»: дед Щукарь, почти каждая сцена с его участием. Тут вам и завершившаяся расстройством (во всех смыслах) утилизация скота, и уморительная демагогия на партсобрании, и хвастовство на все случаи жизни, и даже отдельная глава, посвящённая похождениям незадачливого старикана с шилом в одном месте.
Особенной известностью пользуется фраза от деда на все времена. «Сказано русским языком: хочу поступить в партию. Затем и пришел, чтобы узнать, какая мне выйдет должность, ну и прочее».Макар Нагульнов, впрочем, тоже периодически выкидывал фокусы, не характерные для его образа. Одна только история с петухами чего стоит!
Да и Семён Давыдов не отстаёт. Заставить готовых взбунтоваться колхозников вернуться к работе, сыграв с ними в карты? Да пожалуйста!
-«Место встречи изменить нельзя» – ну как же без Ивана Бортника и его прекрасного исполнения вора-шестёрки Промокашки?
-«Приключения Запятой и Точки». Типичный пример использования данного штампа. Жуткие на вид Кляксы (особенно, когда у них появляются дополнительные конечности) преследуют Запятую и Точку. Но какие же Кляксы забавные. Будучи типичными злодеями-недотёпами, они всякий раз упускают беглецов и вызывают у зрителя смех.
Примеры.
-Урфин Джюс из произведений А. Волкова — кодификатор. Захватив власть в Волшебной стране, выдумал себе такой хитросплетённый титул, что никто из подданных не смог правильно его произнести. За что и был осмеян собственным фамильяром. Последний, впрочем, тоже не страдает от недостатка самомнения и желает, чтобы каждый обращающийся к нему называл его исключительно полным именем, которое звучит не иначе как Гуамоколатокинт; видимо, поэтому попавший в его шкуру и тут же облажавшийся Урфин именно ему особенно смешон. “Овладев Изумрудным городом, Урфин Джюс долго думал над тем, как ему именоваться, и в конце концов остановился на титуле, который выглядел так:
— Урфин Первый, могущественный король Изумрудного города и сопредельных стран, владыка, сапоги которого попирают Вселенную.
Он позвал в тронный зал Руфа Билана и еще нескольких придворных высших чинов и, трепеща от гордости, дважды произнес титул. Затем он приказал Билану:
— Повторите, господин главный государственный распорядитель!
Коротенький и толстый Руф Билан побагровел от страха перед суровым взглядом повелителя и забормотал:
— Урфин Первый, могучий король Изумрудного города и самодельных стран, владетель, сапоги которого упираются во Вселенную…
— Плохо, очень плохо! — сурово сказал Урфин Джюс и обратился к следующему:
— Теперь вы, смотритель лавок городских купцов и лотков уличных торговок!
Тот, заикаясь, заговорил:
— Вас следует называть Урфин Первый, преимущественный король Изумрудного города и бездельных стран, которого сапогами попирают из Вселенной…
Послышался хриплый, удушливый кашель. Это филин Гуамоко старался скрыть овладевший им безудержный смех. Весь красный от гнева, Урфин выгнал придворных.” — А. Волков, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
-Братья Стругацкие: «Попытка к бегству» – титулование местного царька: «Великий и могучий Утёс, сверкающий бой, с одной ногой на небе и с ногой на земле, живущий, пока не исчезнут машины».
-Братья Стругацкие: «Обитаемый остров» – Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырёх Золотых Знамён Именной Бомбовоз «Горный Орёл».
Помощь эта может заключаться в разном: просто в советах о том, как вести себя и как поступать, в предоставлении подарков и романтической обстановки, или даже в написании серенад, которые получатель помощи выдаст за свои.
Как в случае кодификатора, Сирано может быть сам влюблён в предмет воздыхания получателя помощи, но считать себя по каким-либо причинам неподходящей парой (например, из-за уродства), но необязательно.
Примеры:
А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Емельян Пугачёв для Маши Мироновой и Петруши Гринёва. Пополам с Враг мой.
Лиза из «Горя от ума» поневоле помогает Софье встречаться с Молчалиным втайне от отца.
«Война и мир» — Пьер искренне советовал другу Андрею жениться на Наташе.
«Служебный роман»: Самохвалов выступает в роли Сирано для Новосельцева. Правда, первоначально Новосельцев умудряется свести на нет все его усилия, а затем – прекрасно справиться и без него. При этом практически не изменив поведения.
«Когда я стану великаном» (несколько историй из жизни Петра Копейкина, восьмиклассника и поэта): невзрачный Петя, страдающий от маленького роста, находящийся всегда в центре внимания, влюблён в одноклассницу Машу Горошкину. Маша увлечена посредственным новичком-девятиклассником Колей Кристалловым. Копейкин соглашается на роль посредника в их взаимоотношениях: Кристаллову передаёт записку от Маши, а зная любовь Маши к поэзии, пишет и передаёт Кристаллову стихи, а тот по просьбе Копейкина выдаёт их за свои. Стоит отметить, что история начинается с того, что Копейкин срывает школьный спектакль «Сирано де Бержерак» из-за того, что ему не нравится назначение одноклассника-выскочки Феди Ласточкина на роль Сирано.
«Приключения Петрова и Васечкина»: энергичный Васечкин выступает в роли Сирано для застенчивого Петрова. Вот только начитался он перед этим не «Сирано», а «Укрощения строптивой».
-«Назад в будущее»: Марти Макфлай, помешавший встрече своих родителей, пытается их снова свести.
-Futurama: в одной из серий у Зойдберга начинается брачный период, и он с командой Плэнет-Экспресс едет в родной мир. Там Фрай помогает ему устроить отношения с женской особью его вида.
-Первый мститель: Другая война. Наташа Романова упорно пытается подобрать Стиву Роджерсу пару.
Однако зайцу до сих пор так и не удалось полностью избавиться от этого штампа – в культуре так или иначе обыгрывается тема заячьей трусости и боязливости, хотя порой случаются и исключения из этого правила. Под штамп также попадают и кролики.
Примеры.
-В лесу родилась ёлочка – одна из самых популярных русских детских новогодних песен. Отрывок: “Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал.”
-Мультфильм Подарок для самого слабого – маленький Зайчонок, доведённый всеми хищниками в лесу до слёз. И только прибывший из Африки Лев встаёт на защиту малыша.
-Мультфильм Мешок яблок – целая семья («четыре сыночка и лапочка-дочка»).
-Мультфильм Храбрый заяц. Заяц боялся всех и всего. С утра до ночи только и делал, что дрожал от страха. Даже его родные над ним смеялись. Субверсия: увидев волка, заяц с большого перепугу случайно сам так напугал серого, что тот еле ноги унёс. А другие зайцы стали считать зайца-трусишку храбрецом.
-«Ну, погоди!» – субверсия: Заяц, хоть и всегда панически реагирует на Волка, в некоторых случаях может таки дать ему отпор.
-Сказки дядюшки Римуса: Братец Кролик. Хитрый, но пугливый.
-Луни Тюнз. Инверсия: Багз Банни – бесстрашный и немного нахальный кролик.
Иногда эту форму принимает похожий штамп жестокое милосердие: для некоторых персонажей остаться жить в заданных обстоятельствах действительно тяжелей, чем умереть.
Примеры.
-Superman: The Animated Series. Яркий пример: “Помнишь, ты меня бросил, погребённым под обломками скалы? Я не мог пошевелиться, ничего не видел, ничего не слышал, но думать я мог.” – Металло.
-В древнегреческой мифологии особо отличившихся смертных ждало просто не царство Аида, а вечное наказание. Так, Тантал за преподнесение богам пищи из своего сына был приговорён к вечному нахождению посреди воды и с плодовыми деревьями над головой, но при попытке утолить голод или жажду вода убывала, а ветки поднимались выше. Другой смертный, Сизиф, за пленение бога смерти Танатоса был приговорён к вечному подниманию камня на вершину горы. Едва Сизиф достигал вершины, камень всегда скатывался вниз.
-Прометея за похищение огня приговорили к сходной участи: его распяли на скале, и ежедневно орёл прилетал клевать его печень. Будучи титаном-полубогом, Прометей не мог умереть: за ночь раны исцелялись и печень зарастала снова.
-В серии «Дозоры» Сергея Лукьяненко — заклинание «Саркофаг времён» из арсенала Инквизиции. Применивший заклинание маг заточает противника вместе с собой в саркофаг, откуда невозможно выбраться. То есть вообще невозможно. Навсегда. То есть вообще навсегда. Хотя есть один способ — тебя может вытащить сам Сумрак, точнее, его воплощение. Антону Городецкому получилось таким образом выйти. А спустя кое-какое время — и ведьме Арине, тоже не без помощи воплощения Сумрака.
Ещё из «Дозоров» Лукьяненко – заклинание Светлых Иных «Белое марево», которое превращает Иных в статуи. При этом они остаются в полном сознании, но не могут двигаться или умереть и лишены всех чувств.
-В повести Юрия Нестеренко «Отчаяние» герои постоянно пытаются умереть, чтобы избавиться от великого космического отчаяния, которое является основополагаюшей космогонической силой и сильнее обычного человеческого отчаяния во столько же раз, во сколько «свет всех звёзд Вселенной ярче искр перед глазами от удара по голове». Это отчаяние хуже не только смерти, но и самых ужасных физических пыток, которым герои подвергают сами себя и друг друга, чтобы хоть как-то отвлечься. Однако, поскольку главным законом мироздания является Закон возрастания отчаяния, они не могут умереть, воскресая вновь и вновь (чему способствует специфика звездолёта, на котором они находятся). В конце концов им удаётся разрушить корабль, но в результате вместо своих человеческих тел они воскресают в виде составных частей гигантского шара из плоти их собственных трупов (оставшихся от прошлых воплощений), висящего в абсолютной пустоте. Они не способны ни говорить, ни двигаться, ни умереть — лишь испытывать бесконечное, всё возрастающее отчаяние.
-«Палата № 6» Чехова. Главврача Рагина обманом сажают в палату для душевнобольных. И он в первый же вечер понимает, что бессудно приговорен пожизненно без адвоката, прений и апелляций. Что не выйдет из этой палаты никогда. Так и вышло.
-«Приключения капитана Врунгеля» – юмористический вариант: когда шеф гангстеров распекает своих вновь облажавшихся подручных: «Я вас измочалю. Сотру в порошок. Поджарю на медленном огне… Впрочем, я придумал для вас кое-что похуже. Я вышвырну вас, и вам снова придётся стать честными людьми». Судя по реакции, для обоих головорезов, Джулико Бандитто и Де Ля Воро Гангстеритто такой вариант является именно что участью хуже смерти.
-«Волшебник Изумрудного города» – Железный Дровосек. Лишившись рук, и ног, и даже головы и тела, он заменил их протезами, и все, казалось бы, не так уж плохо — но железные суставы ржавеют от воды, и попав однажды под ливень, он целый год провел в лесу, неспособный двигаться.
-«Голова профессора Доуэля» – собственно, профессор Доуэль к концу книги.
-«Ключ от всех дверей» – в шокирующем финале фильма сознание главной героини переносится в переломанное, парализованное инсультом тело жрицы худду. При этом героиня неспособна даже кричать – может только вращать глазами и беспомощно хлопать ртом, как выброшенная на берег рыба.
-«Удивительный Человек-Паук», арка Dying Wish – Питер Паркер заперт в теле умирающего, прикованного к тюремной постели Доктора Осьминога.
-Сварог – участь Щепки в «Спасителе Короны». После применения антимагического оружия она оказалась изуродованной, парализованной и тронулась рассудком.
-Heroes of Might and Magic IV: кампания “Цена мира”. В результате разрушения подчиняющего волю артефакта Гэвин Магнус потерял разум. Т.к Магнус – бессмертный, то он проведёт остаток вечности в тюрьме, при этом не в состоянии осознать, какой ценой он хотел насадить Аксеоту мир, и что же он наделал. Солимр о Магнусе: “Он смотрит в окно, даже не зная, где и кто он. Гэвин Магнус, Бессмертный Король, остался кататоническим – на всю вечность.”
-История игрушек: Большой побег. Сбежавшего Лотсо подбирает мусорщик и привязывает его к капоту своего грузовика (что очень не нравится медведю). Да, лучше бы Лотсо сгорел на мусороперерабатывающем заводе…
Но спустя некоторое время к герою приходят с настойчивой просьбой, а то и с приказом: «А повтори-ка ты всё на бис!»
И герой в состоянии полного изумления вопрошает: «Шо, опять?!»
Примеры.
-«Жил-был пёс» – кодификатор от Волка.
-«Конёк-Горбунок»: замотанный поручениями царя, Иван, получив очередной вызов от государя, так и говорит: «Что, опять на окиян?» Оказалось, всё еще хуже…
-Итальянская сказка “Тредичино”: чтобы получить награду, Тредичино выполняет сложные задания короля. И каждый раз после выполнения задания, король давал другое, ещё более сложное задание.
-Русская сказка Поди туда, не знаю куда.
Если же эта способность досталась положительному персонажу, то это наверняка будет невероятно отстойный дар. Такой герой, как правило, старается держаться как можно дальше от людей. Если ему всё-таки повезёт, то у него будет возможность контролировать свою способность, хотя бы для того, чтобы жить в городе. Но и тогда лучше не забывать о защитном костюме.
Примеры.
-Marvel Comics. Радиоактивный человек. Чудище (Теодор Саллис). Почувствовав страх, Чудище выделяет кислоту, способную причинить смертельный ожог от прикосновения. Скорпион (Мак Гарган). Его хвост помимо бритвенно-острого ядовитого лезвия оборудован дополнительным оружием: разбрызгивателем кислоты.
-DC Comics. Ядовитый плющ. Дерек «Блайт» Пауэрс.
-Экшен Мен (Action Man) – доктор Гангрена.
-«Человек-невидимка»: японский шпион прошёл операцию, превратившую его пот в яд. Увы, что-то пошло не так и операция на тридцать лет оставила его полностью парализованным и в полном сознании.
-Mortal Kombat – Рептилия.
-Heroes of Might and Magic IV – ядовитые твари мало того, что состоят из костей и кислоты, так ещё и накладывают мощное отравление при каждой атаке, не важно, в ближнем или дальнем бою, и снять этот яд можно только целительными заклинаниями.
-Большой куш (One piece). Магеллан – начальник тюрьмы “Импел-Даун”, обладающий силой плода Яд-Яд: способность создавать яды, кислоты и ядовитые газы.