Русский медведь

Есть сотни способов вытащить русского медведя из берлоги. Но неизвестно ни одного, как загнать его обратно.

Русский медведь — живое воплощение русского духа

Русский медведь (англ. Russian Bear) — олицетворение России, «атрибут российского государства и субститут её верховного правителя».
Встречается на первых географических картах Русского государства. На «Морской карте», составленной и снабжённой комментарием шведским священником Олаусом Магнусом (Olaus Magnus; 1490—1557) в 1539 году, есть медведь — маркер Русского государства.
Медведь для обозначения России весьма часто используется в западных странах, особенно в Британии, и не всегда в положительном значении: иногда это сравнение подразумевает, что Россия — это “большая и неуклюжая” страна. Однако, в действительности медведь наоборот довольно ловкий и проворный.
Образ медведя как символ и олицетворение России используется и самой Россией. К примеру, символом Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве стал Олимпийский Мишка, который был полной противоположностью «страшному русскому медведю». В начале XXI века медведь был выбран символом политической партии «Единая Россия».
В своём выступлении 24 октября 2014 года на встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай» В. В. Путин также прибегнул к образу медведя как олицетворению России. Рассуждая о практике «двойных стандартов» в международных отношениях, он заявил: «Я вспоминаю всё время то, что говорили по этому поводу древние: что позволено Юпитеру, не дозволено быку… Может быть, быку не позволено, но хочу вам сказать, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Вообще, он считается у нас хозяином тайги и не собирается, я знаю это точно, куда-то переезжать в другие климатические зоны, ему там неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст».
Медведь изображён на гербах многих русских городов: Пермь, Екатеринбург, Новгород, Норильск, Сыктывкар, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Ярославль и многие другие.
7 ПРИЧИН ПОЯВЛЕНИЯ «РУССКОГО МЕДВЕДЯ».
Почему испокон веков визуальным маркером России был медведь? Не орёл, например, который изображён на российском гербе, или не лось, которыми так богата сибирская тайга?
1)ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ.
Любой уважающий себя европеец-путешественник в своих записках обязательно упоминал медведя. Одни рассказывали забавные истории с участием Мишек, другие описывали эффектные экипажи и сани, украшенные шикарными медвежьими шкурами. Английский поэт Дж. Тербервилль, гостивший в Москве в 1568-1569 годах, писал о том, что в знак особого почета гостю вместо постели предлагали отдохнуть на медвежьей шкуре, подушку при этом заменяли седлом. «В России не бывает другого покрова», — так убежденно провозглашал англичанин. Нередко медвежьи шкуры становились подарками послам, да и в одеянии самих царей можно было нередко увидеть остатки мишкиной шкурки.
2)МОСКОВИТСКОЕ ЧУДИЩЕ.
Для европейских цирков и бродячих актеров медведи доставлялись преимущественно из России. Например, в 1749 году газета «Кембриджская хроника» опубликовала рекламу, приглашающую европейцев собственными глазами увидеть травлю «великого московитского медведя». В труппе каждого кочующего цирка непременно был медведь, и даже если он был пойман не на российских просторах, зрителю неустанно повторяли, что это кровожадное и лохматое чудище – самый что ни на есть настоящий «московитский» медведь. Европейцы, кстати, активно муссировали слухи о том, что скоморохи с медведями, которых развелось огромное множество, шпионы московского великого князя.
3)ДОЛГОТА, ШИРОТА И КОСОЛАПЫЙ. Появился медведь и на первой карте Московии, которая была изготовлена в 1544 году гданьским сенатором Антонием Видом. Косолапого изобразили на виньетке этой карты. Он также участвует в сцене, где его пытаются повязать ватага добрых молодцев. На карте английского посла Энтони Дженкинсона медведи и вовсе спокойно разгуливают по территории Московии. Позже появляются карты с прямо-таки угрожающим количеством гуляющих по России медведей, а также с иллюстрациями лихих плясок Топтыг в компании русских мужиков.
4)ТУК-ТУК, ОТКРЫВАЙТЕ!
Сигизмунд Герберштейн в своей книге при описании лютой русской зимы 1526 года и царящего голода создал образ медведей, ломящихся в крестьянские избы. Эта картинка настолько пришлась по душе иностранцам, что она легла в основу многочисленных анекдотов. Единичные случаи появления медведей зимой в российских селах и маленьких городах стали восприниматься как регулярное событие, которое весьма характерно для всей страны в целом. Так что со временем частное описание одного случая превратилось в стереотип о разгуливающих по Красной площади медведях.
5)ТИРАН И ДЕСПОТ.
Вторым по популярности после книги Герберштейна «путеводителем по Московии» стал труд итальянца Гваньини, в котором медведь становится чуть ли не главным участником всех бесчинств, которые творил Иван Грозный. Книга Гваньини «О тирании великого князя Московии Иоанна Васильевича» изобилует подробностями издевательств, казней и пыток, которыми «забавлялся» Грозный. Центральное место в повествовании отведено медведю, который представлен как одно из любимейших орудий пыток и травли московского царя.
6)СМЕЕТСЯ ТОТ, КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ.
Много позже медведь стал главным героем западных карикатур. Хотя впервые аллегорическое изображение России в виде медведя появилось в рукописи 1507 года, которая, вероятнее всего, принадлежала некоему Яну из Глогова. На картинке Европа-дракон противостоит медведю-Азии, на теле последнего Московия занимает центральное место. Во время польской осады Смоленска и похода на Москву 1609-1610 годов среди солдат был весьма популярен так называемый «летучий листок», на котором был изображен портрет царя-узурпатора Василия Шуйского с медведем.
7)ТОВАРИЩ, ДРУГ И БРАТ.
Однако нельзя забывать, что и сами русские давали «пищу для размышлений» — слишком уж трепетно они относились к лесному зверю. Наши предки-язычники воспринимали медведя не только как божественное животное, но и как родственника, обращаясь к нему «дед», «старик», «владыка». Вот еще пример — в мифологии славян богатыри Вырви Дуб и Вали Гора были вскормлены волчицей и медведицей. Последняя дала им, кстати, силу и сообразительность. Даже в христианский период, несмотря на смену оценок на более негативные – ярость, агрессия, — медведь остается одним из почитаемых животных. Его образы появляются в масках и костюмах ряженых, медведь присутствует в изделиях народных промыслов, в литературе, в сказках, упоминается в пословицах и поговорках.