Русские женщины

Образ русской женщины – собирательный и отчасти идеализированный образ представительницы женщин России, сформированный русской культурой, трансформированный во времени, воспетый в художественных произведениях русских литераторов стихами и прозой, воплощённый в скульптуре и названиях астрономических объектов. Терпение, нежность, верность, трудолюбие, целомудрие, любовь, грусть и тепло тонкой и чувствительной души сосредоточенные в этом образе вот уже значительный период времени не оставляют равнодушными к себе сердце и разум деятелей искусства, и вообще всех кто ценит и видит абсолютные качества женщины, и прежде всего русской женщины.
Русские женщины, воспетые поэтами серебряного века, являющие собой примеры многовековой гордости, чести, благородства и красы Русского народа, испокон веков считались первыми красавицами. Красота русских женщин давно стала притчей во языцах. Как шутят иностранцы, супермодели в России встречаются на каждом шагу. Как выглядит обычная русская девушка? У неё светлые волосы (белокурые или русые), обычно голубые или зелёные глаза и светлая кожа.

Пушкинский образ русской женщины
Пушкинский образ русской женщины (идеал русской женщины).
Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слёзы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута! Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали. Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою? (А. С. Пушкин. Метель)
Пушкинские женщины: Маша Троекурова из «Дубровского», Марья Гавриловна из «Метели». Но самая привлекательная и «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина из «Евгения Онегина».
В произведениях Пушкина вырисовывается собирательный портрет русской девушки, которой он отдает предпочтение. Пушкин подчёркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельные и чистые характеры, ставившие её выше „лишних людей“ дворянской интеллигенции. Главные её черты – благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака, Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал её с неизвестным офицером, Маша Миронова, не отрёкшаяся от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Татьяна, которая, по-прежнему любя Онегина, с твёрдостью отвечает ему:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна Ларина – идеал русской женщины.
Татьяна Ларина является идеалом русской женщины для Пушкина. И наиболее важно для поэта то, что героиня – “русская душою”. Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером. Татьяна была очень мечтательной, жила особой внутренней жизнью. В ней нет кокетства и притворства. Большую роль в жизни Татьяны играли книги. Именно они сформировали её душевные качества и внутренний мир. О жизни и любви Татьяна судит по прочитанным романам. В них она видит другую жизнь, отличающуюся от жизни её круга. Она думает, что всё это не придумано автором, а существует. И героиня уверена, что ей тоже предстоит встретить таких людей и пожить такой жизнью. Неудивительно, что, встретив Онегина, отличающегося от всех ей знакомых молодых людей, Татьяна принимает его за героя романа и влюбляется. Вообще, Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворённая. Привлекает в Татьяне её открытость и прямота. Главные качества Татьяны — душевное благородство, искренность, чувство долга.
Образ Татьяны Лариной не теряет своей свежести и чистоты и в наше время. Современных девушек образ героини учит верности, нравственной чистоте, женственности, красоте помыслов и поступков.
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…
— А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».
Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова
Некрасовская женщина – эпитет, характеризующий идеально-героическую русскую женщину, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».
В современной языковой традиции используется для обозначения сильной, здоровой, исключительно русской женщины с богатырским характером и подчас телосложением.
Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют героини его поэмы “Русские женщины”, рассказывающей о жёнах декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь – княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь.
Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Такова и Дарья, героиня поэмы “Мороз, Красный нос”. Именно о таких женщинах, как Матрена и Дарья, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
В 1863 году Николай Некрасов написал поэму «Мороз, Красный нос», посвящённую поэтом своей сестре Анне. Это — апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки».
В I части, «Смерть крестьянина», 4, появляется наиболее знаменитый фрагмент этой поэмы:
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.

Цветёт красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!» —
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —

Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по? сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

(Н. Некрасов)

Коня на скаку остановит…
И всаднику морду набьет…
В горящую избу загонит…
Водою потом обольет…
Мазая научит охоте…
Герасим услышит Муму…
Каренину жизни научит…
Ростову ушлет на войну…
Кота с Лукоморья прогонит…
Русалку помирит с Садко…
Есть женщина в русских селеньях…
И с ней не сравнится никто…
(Людмила Щерблюк)

Тургеневская девушка
Тургеневская девушка – эпитет, характеризующий героинь произведений Ивана Тургенева. Тургеневская девушка – это героиня с драматической судьбой, целеустремлённая, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи. Такие девушки в произведениях Тургенева ищут мужчину, который бы беззаветно служил высокой идее, чтобы полюбить его, пойти за ним без оглядки и всю жизнь помогать ему в служении этой идее. Увы, но тургеневские девушки не находят таких мужчин. Вернее, сначала думают, что находят, а потом жестоко разочаровываются (см., например, замечательный прощальный диалог типичной тургеневской девушки Наташи с велеречивым Рудиным, проповедником всяческих красивых идей).
Тургеневская девушка влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание следовать идее служения народу, и не обращает внимание на внешний лоск и богатство других претендентов на её руку. Влюбившись, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на неприятие её выбора родителями или внешние обстоятельства. Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Её черты – огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решимость „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью».
Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного отклика в мужской среде.
В своих романах Тургенев, рисуя женские образы, преследует два начала в русской женщине. Это общечеловеческое начало (Лиза из „Дворянского гнезда“) и активное начало, присущее времени (Наталья из „Рудина“ и Елена из „Накануне“). Почти везде у Тургенева в любви инициатива принадлежит женщине; её боль сильнее и кровь горячее, её чувства искренне, преданнее, нежели у образованных молодых людей. Русская женщина всегда ищет героев, она повелительно требует подчинения силе страсти. Сама она чувствует себя готовой к жертве и требует её от другого; когда её иллюзия насчёт героя исчезает, ей не остается ничего иного, как быть героиней, страдать, действовать.
Описание Тургеневской девушки:
Ася из повести «Ася» (самая яркая и неуравновешенная из тургеневских героинь).
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита. Ася сняла шляпу; её черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Сначала она дичилась меня. (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен.
В современное время “тургеневскими девушками” порой называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная.