Русские сказки

Русские народные сказки – произведения русского фольклора и русских писателей. Как и любые истинно народные произведения искусства, сказки показывают самую суть народа, открывают его душу, помогают понять коллективное бессознательное и обратиться к глубинным архетипам.
Персонажи русских сказок:

Иван-крестьянский сын
Иван-крестьянский сын – один из популярнейших героев русских народных сказок.
Иван-царевич
Иван-дурак
Русский отставной солдат

Русский отставной солдат – один из самых популярных героев русских народных сказок.
О русских солдатах сложено множество сказок и легенд, их подвиги известны во всём мире и вызывают уважение земляков и граждан других стран.
Сюжет сказок про солдата.
Умный солдат побеждает противника с помощью хитрости и русской смекалки. Солдат одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За плечами у него ранец. Вооружен он ружьём (иногда) и тесаком. Солдат имеет кручёные усы и курит трубку. Едой ему служат сухари.
В мировой литературе существует аналог сказки про солдата – «Огниво» (дат. Fyrtoiet, Ганс-Христиан Андерсен, 1835 год)

Мультфильмы: Горе – не беда, Каша из топора, Охотник до сказок, Сказка о солдате.
Фильмы: Марья-Искусница.
Сказки про русского отставного солдата:
Как Пётр Первый наградил солдата старым седлом.
Один солдат прослужил двадцать пять лет и перед концом своей службы был назначен в караул во дворец, туда, где находился Пётр Первый. Вот видит солдат, что Пётр Первый прошёл в свою комнату, идёт мимо двери, и солдат громко сказал про себя:
— Да, прослужил я у Петра двадцать пять лет и ничего не выслужил, хотя бы он меня старым седлом наградил.
Этот разговор услыхал Пётр, вызывает солдата к себе:
— Что ты, солдат, говорил?
— Да я извиняюсь, ваше величество. Прослужил я у тебя двадцать пять лет, и никакой наградой ты меня не наградил. Наградил бы ты меня хоть старым седлом.
— Зачем тебе старое седло? Я могу тебя наградить новым седлом.
— Зачем мне новое седло? Ты меня старым награди.
Пришёл конец службы солдату. Пётр пишет документ: «За продолжительную службу двадцать пять лет и честность в боевой подготовке награждаю такого-то солдата старым седлом».
Получил старое седло солдат, пошёл домой пешком. Вышел за город:
— Куда,— говорит,— мне старое седло?
Взял да и бросил его к черту! А откуда был солдат, там было барское имение и называлось оно «Старое Седло». Прибывает солдат домой, приходит к барину, предъявляет документ этому барину:
— Можешь освободить имение. Вот документ, подписанный Петром Первым. Катись отсюда!
Так и жил солдат в этом имении до самой смерти.

Находчивый солдат: Пётр Великий, монахи и отставной солдат.
Прослышал как-то Пётр Великий, что в одном богатом монастыре живут триста молодых монахов припеваючи: пьют, едят сладко, спят долго, и работы у них нет никакой. Узнал об этом Пётр и рассердился:
– Как так? Весь народ и сам я в трудах да заботах живём, отдохнуть некогда. Ни днем, ни ночью покоя нету, а тут триста молодых да здоровых человек прохлаждаются, живут, как сыр в масле катаются. Ни заботы, ни работы не знают, жиреют на даровых хлебах.
И приказал послать в монастырь гонца:
– Поезжай, скажи игумену: приказал-де царь сосчитать звёзды на небе и узнать, глубока ли земля матушка, да пусть тот игумен узнает, о чём я думаю, что у меня, у царя, на уме. Сроку дай три дня. На четвёртый день пусть сам игумен придёт ко мне с ответом. Коли не исполнит приказания, всех монахов и самого игумена велю на работы послать, а монастырь закрыть.
Получил игумен царский приказ и затужил, запечалился:
– Ох, беда пришла неминучая!
Рассказал всё как есть монахам. И монахи головы повесили. Думали, думали – ничего придумать не могли.
В ту пору зашёл в монастырь отставной солдат и спрашивает:
– Чего, старцы, горюете? Жили всегда без нужды, без печали, а теперь головы повесили.
Монахи ему отвечают:
– Ох, солдат, не знаешь ты нашего горя великого! Велел царь три загадки отгадать и через три дня игумену с ответом во дворец прийти.
– Какие загадки царь загадал? – спрашивает солдат.
– Надо сосчитать, сколько звёзд на небе, узнать, глубока ли земля, и сказать, что у царя на уме, о чем он думает.
Выслушал солдат и говорит:
– Знал бы я, как царю ответ держать, как бы был на вашем месте.
Монахи побежали к игумену:
– Солдат берётся загадки отгадать и царю ответ дать.
Просит игумен солдата:
– Бери, чего хочешь, только пособи нам, научи, как царю ответ держать!
Отставной солдат говорит:
– Ничего мне не надо. Давай только свою одежу, и я вместо тебя к царю пойду.
Обрадовался игумен, и все монахи повеселели:
– Ну, слава богу, та беда миновалася! Как гора с плеч долой!
Принялись солдата угощать:
– Пей, ешь, чего только душа пожелает.
Да и сами себя не забывали – так наугощались, что сутки после отлёживались. А тут пришла пора и к царю идти. Нарядился отставной солдат в игуменовскую одежду и пошёл во дворец.
Спрашивает Пётр:
– Ну как, отгадал загадки?
– Отгадал, ваше величество.
– Сколько звёзд насчитал на небе? – спрашивает царь.
– Семьсот сорок две тысячи четыреста восемьдесят девять звёзд.
– Правду говоришь?
– Я, ваше величество, сосчитал правильно, а коли не веришь, сосчитай сам, проверь.
Пётр усмехнулся и спрашивает:
– Ну ладно, звёзды ты сосчитал правильно. А вот скажи: велика ли земная глубина?
– Земная глубина крепко велика.
– А как ты узнал?
– Да вот мой батюшка ушёл в землю – скоро будет тому тридцать лет – и до сей поры назад не воротился – значит, крепко велика земная глубина.
Пётр опять усмехнулся:
– Ну, а теперь скажи, о чём я думаю? Что у меня, у царя, на уме?
– Ты, государь, сейчас думаешь: «Молодец этот игумен! Как он ловко сумел на все мои загадки ответ дать!»
Расхохотался Пётр, подмигнул:
– Твоя правда! Молодец ты, игумен, на всё сумел ответить!
А отставной солдат на это:
– Вот тут-то, ты и дал маху, государь.
Удивился Пётр:
– Как так? О какой промашке ты говоришь?
– А вот как: принял ты меня, своего отставного солдата, за игумена.
Посуровел Пётр лицом, стал расспрашивать и узнал, кто ему ответ держал. Солдат всю правду рассказал. Пётр ухватился за бока, долго смеялся – он смешливый был – и тут же велел солдата наградить, а монахов вместе с игуменом приказал на тяжелые работы послать.

Баба-Яга
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – многоликий коварный древнейший персонаж русских сказок и славянской мифологии в виде старой ведьмы.
Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда её почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом— кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т. д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех её свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Баба-яга обладает несколькими определенными и неизменными атрибутами: она летает на ступе, живет на границе леса в избушке на курьих ножках и у нее костяная нога. Согласно Владимиру Проппу, жилище чудовища – портал в мир мертвых, а сама Баба-яга хранительница его.
Список некоторых русских народных сказок:
Бой на Калиновом мосту
Зимовье зверей
Иван-царевич и Серый волк
Кот и лиса
Морозко
Теремок