Русские художники

Айвазовский Иван Константинович
Билибин Иван Яковлевич
Билибин Иван Яковлевич – известный русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.
Родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками.
После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. С 1992 это изображение было положено в основу эмблемы Банка России. С 2016 вместо данного символа на аверсе выпускаемых рублёвых монет используется изображение государственного герба России.
После Октябрьской революции художник уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года. До декабря 1919 он находится в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск. 21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С годами Билибин примиряется с советской властью. В 1935—1936 годах он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».
В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.
С 1937 по 1942 год жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.
Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Наиболее известные картины:
-Иван-царевич и Жар-птица 1899
-Баба Яга 1899—1900, 1902
-«О том как немцы большевика на Россию выпускали», 1917 год.
-Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги.
Васнецов Аполлинарий Михайлович
Васнецов Аполлинарий Михайлович – русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.
Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Киров), в многодетной семье священника, происходившего из древней русской фамилии Васнецовых.
Известные работы:
-«Родина» (1886)
-«Кремль» (1892)
-«Старая Москва» (1896)
-«Московский Кремль при Иване III» (1921)
-«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века» (1922)
-«Московский Кремль при Дмитрии Донском»
Васнецов Виктор Михайлович
Васнецов Виктор Михайлович – русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат – художник Аполлинарий Васнецов.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежавшего к древней русской фамилии Васнецовых. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
«Ковёр-самолёт» — картина русского художника В. М. Васнецова. Картина была написана в 1880 году.Произведение замечательно тем, что является второй работой Васнецова, в которой он обратился к сказочной тематике. Как известно, первая картина в данном жанре — «Витязь на распутье». Именно как художник сказочной тематики Виктор Васнецов стал всенародно любим и всемирно известен. Картина «Ковер-самолет» была задумана Васнецовым вместе с известным меценатом С. И. Мамонтовым. Савва Иванович Мамонтов обратился к художнику за написанием картины для украшения кабинета правления, который занимался строительством железной дороги. По мнению Васнецова, картина должна была выражать победу и движение, а также величие русских традиций. Несмотря на то, что картина получилась превосходной и сегодня считается настоящим шедевром русской живописи, правление железной дороги отказалось принимать работу из-за излишней сказочности мотива.Сюжет картины рассказывает историю Ивана Царевича, который в одной из русских сказок отправляется за Жар-птицей, что повадилась воровать яблоки в царском саду. Здесь Иван Царевич возвращается с победой. Рядом с ним находится большая клетка, в которой сидит пойманная Жар-птица. Летающий ковёр Ивану Царевичу подарила Баба-Яга. Иван-Царевич с Жар-птицей на разноцветном ковре представляют собой центральный сюжет, который ярко отличается от унылого пейзажа вокруг. Раннее утро и первые сполохи нового дня символизируют окончание тяжёлых скитаний Ивана и вызывают у зрителя яркие, светлые и положительные эмоции.
Глазунов Илья Сергеевич
Ефошкин Сергей Николаевич
Сергей Николаевич Ефошкин – русский художник-живописец, ученик народного художника СССР Ильи Глазунова, яркий представитель современной историко-жанровой школы, лауреат премии МВД России в области литературы и искусства, член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО.
Сергей Ефошкин – художник-живописец, член Союза Художников России и Международной ассоциации Изобразительных искусств живет и работает в Москве. Окончил Московский Государственный Художественный институт им. В.И.Сурикова Академии художеств. А уже с 1988 года сам стал преподавателем в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.
Художник работает в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа, книжного оформления и иллюстрации. Сергей Ефошкин является автором живописных исторических циклов: «Житие преподобного Сергея Радонежского, ХIV век.», «Из истории Государства Российского», « Житие и чудеса Святителя Николая Чудотворца», а также автором оформления и иллюстраций книг: В.П. Столярова « Сказание о святителе Николае- архиепископе Мирликийском, чудотворце», О.Касткиной «Преподобный Сергий Радонежский» , издания Новоспасского монастыря «Азбука в пословицах».
Отдельным направлением в творчестве художника стала работа над росписями православных храмов г. Москвы. С. Ефошкин является неоднократным победителем различных отечественных и международных конкурсов, активно участвует в выставочной деятельности. Нельзя не отметить прошедшие с огромным успехом во многих городах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье, персональные выставки художника. Его произведения находятся в правительственных учреждениях Российской Федерации, в частных собраниях многих стран мира.
Кившенко Алексей Данилович
Кившенко Алексей Данилович – русский художник. Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях», запечатлевшей один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 года. Известен также серией батальных полотен на темы русско-турецких войн, а также полотнами на исторические, бытовые и охотничьи темы. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.
Работы:
-Картина Алексея Кившенко «Военный совет в Филях» (1880)
-Оборона Троице-Сергиевой лавры на картине А. Кившенко (1884)
-Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года (1894)
-Иван III разрывает ханскую грамоту и басту перед татарскими послами.
-Преподобный Сергий благословляет Д. Донского.
Клименко Андрей
Клименко Андрей – русский художник-славянист, который наряду с такими художниками, как Иван Билибин и другие, в своих произведениях воплощает древнюю Русь. Глядя на его картины, понимаешь, насколько А.Клименко любит свою Родину, привязан к её традициям и русской старине. Художник родился 12 июня 1956 года в поселке Щетово Антрацитовского района Луганской области. В 1975 году закончил Луганское художественное училище. После службы в армии поступил в Московский институт имени Сурикова, где в 1988 году получил диплом живописца.
Некоторые картины:
-Баба-Яга
-Варвара Краса – Длинная Коса
-Иван да Марья
-Сказительница
-Третий скок
-Триумф князя Олега
Нестеренко Василий Игоревич
Рачёв Евгений Михайлович
Рачёв Евгений Михайлович – русский и советский художник-анималист, график, иллюстратор.
Родился 26 января (8 февраля) 1906 года в Томске. Детство провёл в Сибири в семье деда. После окончания гражданской войны, пробрался сквозь всю страну на юг в Новороссийск. Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 до 1945 года. Войну начал в ополчении под Москвой. Умер 2 июля 1997 года. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве.
Ведущая тема творчества Е. Рачёва – иллюстрации русских сказок, басен, сказок классиков русской и мировой литературы. Кроме того, Евгений Михайлович – автор иллюстраций многих сборников рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В. В. Бианки, М. М. Пришвин, П. Н. Барто, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, О. Д. Иваненко и другие.
Среди иллюстрированных им книг басен и сатирических сказок, написанные И. А. Крыловым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, Р. Помбо, И. Я. Франко, С. В. Михалковым.
Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен выбирал те, которые были ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.
Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.
Репин Илья Ефимович
Репин Илья Ефимович – русский художник-живописец.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Отец художника Ефим Васильевич Репин. Его дед по отцовской линии – Василий Ефимович Репин. Дед художника по материнской линии – Степан Васильевич Бочаров.
Уже с самого начала своего пути Репин был признан одним из ярчайших представителей русского реализма. Долголетняя и непрерывная активность, внимание ко всем сторонам современной жизни, «быстрая» кисть, фиксирующая события, обеспечили неослабевающее внимание критики и публики к творчеству художника.
Напоминая о значении Репина для русской культуры, Корней Чуковский перечисляет вклад художника в различные отрасли науки и искусства:
Русскую музыку Репин прославил своими портретами Глинки, Мусоргского, Бородина, Глазунова… Русскую литературу — портретами Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, Писемского, Гаршина, Фета, Стасова… Русская живопись представлена целой галереей портретов: Суриков, Шишкин, Крамской, Васнецов, Куинджи… Русскую науку прославил он портретами Сеченова, Менделеева, Павлова, Тарханова, Бехтерева.
Первой из значительных картин Репина стала картина Бурлаки на Волге.
«Бурлаки на Волге» — картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870—1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Предположительно, пример критического реализма, переходящего в натурализм. Картина имеет размеры 131,5?281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. В 1870 году Репин создал рисунок карандашом в размере 18,3?32,7 см. Этот эскиз сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве (№ 11488). Из эскиза возникла первая версия в масле в формате 23,5?50,5 см (Третьяковка, № 708). В марте 1871 года временная версия картины была выставлена в Санкт-Петербурге и награждена призом. В марте 1873 года Репин закончил работу.Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку.
Почему у “Бурлаков на Волге” флаг перевернут.
Флаг торгового флота, поднятый на расшиве, изображён вниз головой. Существует несколько объяснений этому.
“Незнание языка символов, неумение видеть художественные тексты и тем более герменевтически их расшифровывать стало в России массовым явлением, самым большим упущением педагогики и основной трагедией личности, хотя на эти темы идет огромный поток научной и художественно-эстетической информации”. И.С.Соловьёв

Илья Ефимович Репин написал картину “Бурлаки на Волге” в 1887г., когда революционное движение набирало темп. Знаками и символами художник рассказал:

1. Парусник под левым ветром.(парус –символ революции,”белеет парус одинокий в тумане моря голубом…” М.Лермонтов Парус, как символ революции).
2. Перевёрнутый флаг-символ переворота.
3. У парохода дым под правым ветром, как символ ещё действующих у власти правых сил.
4. Хозяин корабля (корабль символ государства будущего рабочих и крестьян) в красной рубахе.
5. На берегу лежит разорванная корзина (корзина символ тюрьмы, разорванная корзина – следовательно, символ освобождения). Камень, перевязанный верёвкой, символ утопленника, лежит рядом с корзиной.
6. Шестой бурлак (6 – символ раба) в красной рубахе сбрасывает лямку
7. Верёвка, за которую бурлаки тянут корабль, привязана к мачте. В этом случае корабль перевернётся, произойдёт переворот, революция (от англ. revolver – крутить, вращать).
Вот так знаками и символами Репин предсказывал ситуацию в стране и за много лет вперёд оказался прав.

Рыженко Павел Викторович
Рыженко Павел Викторович – российский живописец, представитель «классического русского реализма», мастер исторической картины. Заслуженный художник Российской Федерации.
В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. В 1990 году — в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника СССР Ильи Глазунова. В 1996 году защитился с дипломной картиной «Калка».
Скончался 16 июля 2014 года в Москве. Отпевание состоялось 20 июля в храме Всех Святых в Красном селе, а похороны — на Ждамировском кладбище в деревне Ждамирово под Калугой.
Работы:
Триптих «Русский Век» («Царские погоны», «Фотография на память», «Пасха в Париже») (2007)
Триптих «Солнце земли Русской» («Невская битва», «Александр Ярославович Невский», «Сартаг») (2008-2009)
Диптих «Начало войны 1941 года» (левая часть), «Битва под Москвой» (правая часть) (2011)
Диорама «Крещение войска Великого Князя Владимира» совместная работа с А.М.Самсоновым (2009)
Диорама «Великое стояние на реке Угре в 1480 году» (2014)
«Благословение Преподобного Сергия Радонежского»
«Победа Пересвета»
«Куликовское поле»
Суриков Василий Иванович
Суриков Василий Иванович – русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду русских казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком ещё в 16 веке. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви.
Работы: Утро стрелецкой казни (1881, ГТГ); Боярыня Морозова (1887, ГТГ); Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге; Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем(1895, ГРМ); Переход Суворова через Альпы(1899, ГРМ)
Хмелько Михаил Иванович
Хмелько Михаил Иванович – советский живописец. Лауреат двух Сталинских премий (1948, 1950). Член КПСС с 1954 года.
М. И. Хмелько родился 23 октября 1919 года в Киеве в семье рабочего завода «Арсенал» революционера И. Н. Хмелько. В детстве посещал студию М. М. Ярового. В 1933 году поступил в Киевский художественный техникум. В 1940 годах учился в Одесском художественном техникуме. Участник Великой Отечественной войны.
Рассказывают, что когда Сталин в одном из залов Кремля, уже по сложившейся традиции, просматривал картины, представленные к самой престижной премии, то возле полотна Хмелько «Триумф победившей Родины» задержался дольше всех. А затем, уже после окончания просмотра, ещё раз подошел к этой работе и утвердительно произнес: «Представить к первой степени». И художник вторично стал лауреатом Сталинской премии І степени.
В последние годы, тяжело переживая перестройку и развал СССР, находился в творческом простое.
М. И. Хмелько умер 15 января 1996 года.
Некоторые картины:
«За великий русский народ!» (1947)
«Триумф победившей Родины» (1949)
«Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951)
«Встреча первого космонавта Юрия Гагарина по возвращении на Землю» (1962)