Русская идея

Русская идея — философия истории, культуры и судьбы Русской нации. Как основание Русская идея есть комплекс устремлений и чаяний народа, связывающих его воедино и давших ему название – Русские.
Как апофеоз Русская идея есть идеология, выражающая исконную цель и исторический путь её обретения Русской нацией.
Русская идея – совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание Русского народа.

История
Русская идея – философский термин, введенный Вл. Соловьёвым в 1887–88. Сам термин впервые употребил Ф.М. Достоевский в 1860 году. Термин Русская идея широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (Е.Н.Трубецкой, В.В.Розанов, Вяч. Иванов, С.Л.Франк, Г.П.Федотов, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, её христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. Общий замысел русской идеи Соловьёва относится ко времени, когда он испытал разочарование в своих первоначальных надеждах, близких к славянофильству, на русский народ как на носителя будущего религиозно-общественного возрождения для всего христианского мира.
Апогеем классического жанра сочинений о русской идее стала книга Н.Бердяева «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» (Париж, 1946). Бердяев по существу выразил несогласие с русской идеей Соловьёва. Не отказываясь от христианских перспектив и измерения русской идеи, Бердяев в то же время отчётливо заявил о существовании собственных национальных, духовно-метафизических интересов России, что в его понимании является главным итогом последнего этапа развития отечественной мысли. Россия так и не смогла принять новоевропейский гуманизм с его формальной логикой, «секулярной серединностью». Нужно движение вперёд к эпохе Св.Духа, к новой коммюнотарности (общественности, соборности). Характерным и новым качеством бердяевской метафизики национального духа было восприятие русской интеллектуальной истории как целостности, без изъятий и искусственных перерывов её органического развития. В 10-ю главу своей «Русской идеи» Бердяев поместил и Петра I, и декабристов с Радищевым, Белинского и Пушкина, Достоевского и Гоголя, славянофилов, Тютчева, Соловьёва, Толстого, Герцена, Розанова, Чернышевского, Писарева, Кропоткина и Бакунина, Михайловского, Леонтьева, Федорова, культурное возрождение начала 20 в.
Русская идея и современность
Особую актуальность русская идея приобрела после краха СССР и последовавшего за ним духовного вакуума. Русский философ А. В. Гулыга писал: «Сегодня русская идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России. Русская идея актуальна сегодня как никогда, ведь человечество (а не только Россия) подошло к краю бездны. <…> Русская идея — это составная общечеловеческой христианской идеи, изложенная в терминах современной диалектики».
Сегодня русская идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России.
В 2016 году президент Владимир Путин в качестве единственно возможной для России национальной объединяющей идеи назвал патриотизм.
Отсутствие национальной идеи, как главная беда современной России
Отсутствие в современной России национальной идеи, является одной из основных причин, почему страна застыла на месте и не может двинуться вперёд в своём развитии. Россия стоит сейчас, как былинный витязь, на распутье дорог. Но витязь точно знал, куда и зачем он идёт, а вот государство наше застыло в оцепенении у сказочного камня. Хотелось бы сказать, что в глубокой задумчивости, но это не так. Просто стоит, проедает собранные в дорогу запасы и чего-то ждёт, а чего – и само не знает. Вероятно, пока всё не проест и не начнёт одолевать голод – с места не сдвинется.
Если отбросить иносказательный тон в сторону, то можно сказать так: со сломом советского строя была вырвана с корнем и та национальная идея государства, с которой жило и на которую работало несколько поколений людей. Образовалась зияющая пустота в сознании, незаполненная новым смыслом. Вопросы: Кто мы? Куда идти? К чему стремиться? – до сих пор остаются без ответа.
Наличие национальной идеи у народа – это вовсе не надуманная болтология, как некоторым может показаться, а краеугольный камень развития общности народов, претендующих на значимое место в мире. Так всегда было и так всегда будет. Народы с неразвитым самосознанием и не имеющие своей национальной идеи будут либо напрямую порабощены, либо вынуждены исполнять чужую волю. Хорошо жить без осознания национальной идеи может позволить себе только очень мощное, экономически сильное государство. Но чтобы стать таковым, необходимы десятки лет напряжённой работы и мощная мотивация, то есть то, что и определяется национальной идеей страны и народа. На этом круг замыкается – чтобы жить без национальной идеи, нужна национальная идея.
Если вкратце сформулировать нац.идеи ведущих мировых держав, то получится примерно следующее. США – «равенство возможностей для достижения личностного и национального успеха», Германия – «Германия превыше всего. Труд и дисциплина – основа великого государства», а для Франции – остаются актуальны идеи Французской революции конца XVIII века – «свобода, равенство, братство». Китай в 80-х годах прошлого века провозгласил национальной идеей страны – «стать к середине XXI века ведущей экономической мировой державой».
В России до 1917 года национальная идея звучала как «царь и отечество», после революции, под лозунгом «Пролетарии всех стран соединяйтесь», мы строили счастливое коммунистическое общество – утопический строй, существовавший только в теории.
С конца 80-х – начала 90-х годов жизнь и сознание людей в нашей стране изменилось на 180 градусов. Вместо идеалов труда и созидания лучшего мира, на головы людей обрушилось мышление «общества потребления», общества, где в борьбе за личные материальные блага предавались не только прежние идеалы, но и отношения с окружающими людьми. В жизнь надолго вошла фраза: «Человек человеку волк». Каждый, кто понял, что возврата к прошлому уже не будет, пытался урвать себе кусок побольше и пожирнее, не обращая никакого внимания на нужды своих недавних «товарищей», строя своё и только своё уютное и тёплое гнёздышко.
Понятно, что общество потребления не может быть национальной идеей великого государства. Это было понятно даже новому российскому руководству. Поэтому во второй половине 90-х годов первый президент России Борис Ельцин издал указ о создании комиссии по выработке национальной идеи страны. В состав комиссии вошли видные учёные и политологи, но результат этой работы оказался пустышкой. Что, собственно говоря, не удивительно. Ведь что такое национальная идея? Это идея, которую разделяет абсолютное большинство населения страны, часть менталитета нации, определяющая направление и цели развития целого народа – для чего мы живём и куда идём.
Выработать искусственно и пытаться внедрить спущенной сверху директивой в сознание людей идею развития общества – невозможно. Такой подход изначально обречён на провал. В общественном сознании изнутри должно выработаться понимание того, что все материальные блага можно получить только путём упорного труда, а свободу человека может гарантировать только экономически сильное государство. И тогда мы, возможно, станем обладателями лучшей национальной идеи в мире, а звучать она будет так: Труд, Семья, Родина!
Современная Русская национальная идея
Цитаты
Иван Солоневич о русской идее: Русская национальная идея всегда перерастала племенные рамки и становилась сверхнациональной идеей, как русская государственность всегда была сверхнациональной государственностью.
Иван Ильин о русской идее: Мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики Бога и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру — из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом — смысл русской идеи.
Русская идея есть идея созерцающего сердца. Мы призваны творить своё и по-своему. Русское – по-русски.
Сергей Лукьяненко: «Надо строить свою страну, свой мир, а не дёргаться в стороны, теряя идентичность и самоуважение. Ведь русский мир — особый, не „Запад“ и не „Восток“, а симбиоз лучшего и полезного. Делающий упор на безопасность и справедливость. Сила в правде — это всегда было основой русского мировоззрения».