Преступление и наказание

Преступление и наказание – социально-психологический роман русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
Выход «Преступления и наказания» в свет вызвал бурную полемику в литературном сообществе России; отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. В 1880-х годах произведение было переведено на французский, немецкий, шведский, английский, польский, венгерский, итальянский, датский, норвежский, финский языки. Произведение оказало влияние на мировой литературный процесс: во французской, итальянской, немецкой литературе появились романы-«спутники», продолжавшие развитие темы, заданной Достоевским. Роман был неоднократно инсценирован (первые моноспектакли появились в 1880-х годах, первая театральная постановка в России осуществлена в 1899 году, первая зарубежная сценическая версия представлена в Париже в 1888 году) и экранизирован.
Сюжет.
60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга. Студент Родион Романович Раскольников, вынужденный уйти из университета из-за отсутствия денег, получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме помещика Аркадия Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. В сознании Раскольникова созревает идея убийства гадкой старухи-процентщицы.
Он идёт к ней на квартиру и убивает её, надеясь взять у неё достаточно денег, чтобы и самому немного приподняться, и выручить свою сестру Дуню из беспросветной бедности, из-за которой она согласна выйти замуж за мерзавца Лужина.
Также Раскольников убивает сестру старухи, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Совершив двойное убийство, он грабит старуху и прячет похищенное дома. Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. В этот период Раскольников знакомится с девушкой “неприличной профессии”, 18-летней Соней Мармеладовой. Добрая и кроткая Соня вынуждена заниматься своей “грязной работой”, чтобы прокормить свою большую семью (семью Мармеладовых).
Встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, Раскольников вдруг осознаёт себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Заботы о родных Раскольникова берёт на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню.
Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи-процентщицы.
Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу. Однако у следователя нет улик против Родиона, и он отпускает юношу.
Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды». При всём отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершённые преступления.
Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию Петровичу, будто бы беспокоясь о своём закладе. Порфирий Петрович прямо говорит Раскольникову о том, что считает его убийцей. Следователь советует ему явиться с повинной, чтобы получить наименьший срок. Он угрожает ему арестом. При этом у Порфирия нет официальных улик против Раскольникова, и молодой человек тоже это знает. Но нравственные мучения не дают Раскольникову жить. Спустя около 12 дней после преступления Раскольников наконец идёт в полицию и сознается в убийстве. Его осуждают на 8 лет каторги. Соня Мармеладова едет за Раскольниковым в Сибирь, где всячески поддерживает его. Вскоре после случившегося мать Раскольникова заболевает от горя и умирает. Сестра Раскольникова, Дуня, выходит замуж за друга своего брата, Разумихина. Дуня и Разумихин тоже собираются когда-то перехать в Сибирь.
На каторге в душе Раскольникова происходит перелом: он наконец осознает, насколько любит добрую и самоотверженную Соню. Вероятно, он также раскаивается в совершенном преступлении.
Соня и Раскольников ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.
Список штампов:
Протагонист-злодей. Раскольников.
Героический антагонист. Следователь Порфирий Петрович.
Говорить пословицами: Лужин иногда перевирает пословицы, хотя смысл их сохраняется. «Пойдёшь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь».
Хороший парень. Разумихин.
Неисправимый злодей. Аркадий Свидригайлов – убийца и насильник. Однако как ни странно, с ним субверсия: он не считал себя злодеем и временами совершал хорошие поступки, помогал устроить детей Мармеладова и заботился о маленькой девочке в гостинице. Однако это не отменяют того факта, что Свидригайлов – аморальный подонок без совести, давно перешедший черту между добром и злом, а его попытки делать добрые дела не вызывают к нему никакого сочувствия.
Культурный великолепный мерзавец. Снова Аркадий Свидригайлов – абсолютный мерзавец, однако нескучный и очень проницательный. И, как ни странно, способный на добрые поступки.
Плохой хороший конец.