Союзное государство

http://xn--b1agjajexqjau1m.xn--p1ai/wp-content/uploads/fO46HTKvJcE.jpgСоюзное государство Беларуси и России — наиболее тесный интеграционный проект на постсоветском пространстве, обладающий признаками надгосударственности.

Именно Союзное государство России и Беларуси стало моделью для развития сначала Таможенного, а затем
Евразийского экономического Союза.

Начало ему было положено в Москве 8 декабря 1999 года, когда президенты двух стран подписали Договор о его создании. Первая статья этого документа гласит, что новый интеграционный проект является новым этапом в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. Договором также предусмотрено создание на его территории единого экономического, правового, социально-политического пространств.

Были созданы Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Кроме того, начали работать общие Пограничный и Таможенный комитеты, ряд комиссий. Однако Парламент Союзного государства, предусмотренный договором, так и не был создан. Его функции выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, которое состоит из равного числа представителей, делегируемых Национальным Собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации: по 36 от каждой из стран-участниц.

Принесло свои плоды и сотрудничество в области СМИ: была создана Телевещательная организация Союзного государства, результатом работы которой стал телеканал ТРО.

В 2017 году был создан проект СОНАР 2050, целью которого является развитие Союзного государства. Создатели проекта СОНАР-2050 поставили перед собой амбициозную цель: описать и спроектировать траектории развития Союза к середине 21 века.

О конфедеративном характере российско-белорусского интеграционного проекта свидетельствуют нормы Договора о создании Союзного государства, которые предусматривают:

-введение единой валюты;

-установление единого гражданства;

-принятие унифицированного, а затем единого законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность;

-создание наднациональных органов, в том числе двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого избирается непосредственно населением;

-одобрение на референдумах двух стран Конституционного Акта, определяющего государственное устройство Союзного государства, и внесение соответствующих дополнений и изменений в национальные конституции.

Однако за пятнадцать лет действия Договора содержащиеся в нём положения во многом остались нереализованными: Союзное государство до сих пор не имеет ни единой валюты, ни выборного парламента, ни Конституционного Акта. При этом, судя по заявлениям высшего руководства РФ и РБ, никакого прогресса в союзном строительстве в обозримом будущем не ожидается.

Таким образом, на сегодняшний день проект российско-белорусской конфедерации существует исключительно на бумаге, в реальности же имеет место лишь двустороннее сотрудничество России и Белоруссии в экономической и военной сферах, которое к тому же часто омрачается торговыми и информационными «войнами».

Одной из причин провала проекта Союзного государства является отсутствие у него чёткого идеологического стержня и исторической обоснованности.

Отсутствие единой валюты и Парламента СГ – не единственный пробел в строительстве Союзного государства: за всё время так и не была принята его символика – флаг, герб, гимн. В то же время пункт 1 статьи 10 Договора о его создании гласит: «Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности».

Возможно, руководства стран-союзниц не считают принятие символики вопросом первостепенной важности, однако, на наш взгляд, этому следовало бы уделить внимание как можно скорее. Общее символическое пространство непременно пойдет на пользу Союзу, а главное — еще больше объединит братские народы белорусов и Русских. Государственная символика станет огромной силой, которая объединит под собой граждан Беларуси и России, будет содействовать развитию Союзного государства.

Во-первых, государственная символика оказывает влияние на идентичность населения.

Например, немец, видя, как в выси развевается флаг Германии, ощущает себя немцем, гордится своей родной ФРГ. Но когда он видит флаг Европейского Союза, он идентифицирует себя уже как европейца, гордится не только ФРГ, а Европейским Союзом в целом.

Европейская символика занимает довольно важное место в западном социокультурном пространстве. Синий флаг с жёлтыми звездами всегда сопровождает европейских политиков на международной арене. Во многих странах даже принято его вывешивать рядом с национальным. Он развевается над правительственными зданиями и банками, полицией и университетами. Особое значение он имеет в школах: тамошние дети впитывают гражданскую идентичность Европейского Союза.

Единение народов России и Беларуси в демократическое правовое Союзное государство, что предусмотрено статьей 1 Договора о создании интеграционного проекта, будет гораздо легче достижимо при условии появления у россиян и белорусов общей гражданской идентичности Союзного государства. Например, белорус будет воспринимать себя, прежде всего, как гражданина суверенной Республики Беларусь, но также как гражданина Союзного государства. И флаг, герб и гимн как нельзя лучше будут этому способствовать.

Ряд исследователей символики, например, К.С. Гаджиев, который изучал трансформацию символов и атрибутов власти, Ю.А. Глушаков и А.В. Никитин, которые рассматривали символ в правовых аспектах государственного развития, Н.А. Соболев и В.А. Артамонов, изучавшие особенности истории государственной символики России, пришли к выводу, что общие флаг, герб и гимн могут объединить вокруг себя народы, так как обладают универсальным узнаваемым кодом вне зависимости от политики и идеологии.

Во-вторых, использование символики является отличным способом воспитания и выражения патриотизма.

Человеку недостаточно проявлять просто любовь к родине, ему нужна еще и символика для изображения своей любви.

С флагом в руках воюют, за него погибают, его несут с собой в бой. Когда Советская Армия взяла Берлин, символическим воплощением Великой Победы стало поднятие красного флага над поверженным Рейхстагом. У многих до сих пор День Победы ассоциируется с фотографией сего действа, не правда ли?

Флаг представляет собой не просто символ Родины, он воплощает в себе гордость за ее прошлое, принципы, на которых она живет в настоящем, и ее стремления в будущем.

Символика Союзного государства могла бы иметь огромный воспитательный потенциал. Ее изучение в школах способствовало бы формированию у детей интереса к данному проекту: Союзное государство – это не просто отсутствие границ и интеграция, это реальное общее пространство с собственной уникальной символикой.

Белорусы и Русские могли бы поднимать флаг Союзного государства во время празднования Дня единения народов Беларуси и России, иных памятных и исторических дат.

В-третьих, символика необходима для идентичности Союзного государства на международном пространстве. С ее помощью интеграционный проект обретет свою визитную карточку, потому что флаг и герб являются ассоциативными зрительными образами того или иного государства или интеграционного проекта для иностранцев.

Кроме того, что символика будет выполнять роль определенного условного знака для обозначения интеграционного объединения, она должна нести информацию о его внутреннем состоянии, о менталитете и истории белорусской и русской наций.

Убедившись, что российско-белорусский интеграционный проект зашёл в тупик, Россия сделала ставку на евразийскую интеграцию. После вступления Белоруссии в 2010 г. в Таможенный союз ЕврАзЭС, а в 2012 г. – в Единое экономическое пространство экономическая составляющая Союзного государства, по сути, растворилась в евразийском интеграционном объединении. С этого времени Союзное государство на официальном уровне стало интерпретироваться как «отправная точка» и «конструктивная модель» Евразийского экономического союза.

Существует проект герба Союза Беларуси и России. Его автор – Булгаков Вячеслав Николаевич, ветеран военной службы, фотохудожник из Твери.

В центре композиции — двуглавый орёл — символ власти, мудрости, прозорливости и великодушия, неразделённого евразийского пространства. Распростёрши крылья, словно собираясь взлететь, он уверенно стоит на той части земного шара, где простираются наши державы.

На груди орла щит с гербами Москвы и Минска.

Над орлом Солнце — источник жизни, символ разума и справедливости, справа и слева от него две звезды – по числу объединяющихся республик. Орёл находится на лазурном фоне в расходящихся от солнца золотых лучах, в венковом обрамлении из ветвей дуба и лавра – традиционных символов жизненной силы, славы и успеха.

Внизу между ветвями — картуш с надписью «Союз России и Беларуси» в виде щита, защищающего державу, с двумя развевающимися по сторонам флагами: справа — России, слева — Белоруссии.

Композиция герба выполнена с использованием геральдических символов, действующих в настоящее время государственных гербов РФ и РБ и является их продолжением с дополнением других традиционных символов.

Полагая, что герб Союза должен нести в себе положительную энергетику, авторы стремились создать гербовую композицию, обладающую способностью вселять в людей веру в свои силы и грядущий прогресс, давать надежду на лучшее будущее, способствовать укреплению Союза, вести народы наших стран к обновлению и возрождению.

Мнения.
-Евгений Супер о том нужна ли символика Союзному государству Беларуси и России. Мы живём в мире символов и если у явления нет символа, то и явления в головах людей не существует. Первый же комментарий к тексту от читателя: “Зачем нужна символика того, чего нет?” Вот за этим и нужна, чтобы явление не растворялось в инфополе. Точно такая же проблема есть у ЕАЭС – Союз существует, а символики у него нет. Союзная символика – это маркетинг, т.е. то, в чём пока ещё очень слаба и Россия и Белоруссия. Это видно даже по тому факту, что такой символики до сих пор не существует в реальности, хотя её необходимость прописана в документах. Это потому что, наши начальники традиционной закалки по-прежнему относят всё это к третьестепенным вопросам. Но так нельзя в современном мире. С флагом Евросоюза в соседнем государстве люди на баррикады лезли. А у нас пока нет смыслов и нет их графического воплощения, увы. Но работать над этим нужно.

-Кирилл Аверьянов-Минский.После создания в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возник вопрос о целесообразности существования такого интеграционного объединения, как Союзное государство России и Белоруссии. Официозный аргумент в пользу сохранения Союзного государства состоит в том, что это якобы «наиболее продвинутая форма интеграции». В чём заключается эта «продвинутость» — непонятно. Вступивший ещё в 2000 году Договор о создании Союзного государства до сих пор остаётся нереализованным в основных своих положениях: у России и Белоруссии нет единой валюты, единого гражданства, выборного союзного парламента и Конституционного Акта. На сегодняшний день в деле союзного строительства имеется масса проблем. Помимо того, что не реализованы основные положения Договора о создании Союзного государства, российско-белорусской интеграции остро недостаёт прочной идейной основы.