Быть русским

Иван Ильин: Быть Русским – значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный русским людям, и в тоже время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит верить в Россию, так как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители.
Быть русским сегодня — это помогать другим русским, стараться ответить на каждый крик о помощи, на каждую просьбу о поддержке. Один человек — хрупок и слаб. Десять человек — уже сильнее. А тысяча человек… тысяча человек — это народный сход в Минводах (после которого начались новые задержания убийц) или даже механизированная бригада «Призрак» Алексея Мозгового. Искать друг друга, цепляться друг за друга, не оставлять других на растерзание, не проходить мимо.
Быть русским — это каждый день думать: «Что я сегодня сделал для других русских?» А подумав — делать ещё и ещё.
Быть русским сегодня — это быть культурным (как в смысле бытовой культуры, так и в смысле погружения в высокую культуру). Быть демократичным. С уважением относиться к чужой личности, какой бы эта личность ни была. Быть терпимым к другим людям и нациям, пытаясь изучить и понять их. И в тоже время — быть безжалостным, когда вы понимаете, что другие люди и нации не желают вам добра. И расслабленная советская мягкость, и безумная кавказская жестокость одинаково чужды русским европейцам.
Быть русским сегодня — это делать всё для возвращения русских домой. В место, которое русские могли бы назвать «домом». В место, где русских будут любить и ждать просто потому, что они — русские. Богатые и бедные, добрые и злые, красивые и уродливое, умные и глупые — главное, что русские. Раньше такое место называлось Россией. Теперь такого места нет. Но оно должно появиться, потому что не могут 120 миллионов человек бесконечно мыкаться по свету без приюта.
Быть русским сегодня — это изучать русскую историю. Изучать не как сборник рассказов, но как сборник примеров того, какими мы были и какими мы можем стать вновь, если по-настоящему разбудим себя. Русская история от всех прочих историй отличается тем, что она была с нами. Что она была нами, а мы — были ею. Все разговоры про «нашу великую историю» не стоят ничего, если вы не можете заставить себя прочесть хотя бы Ключевского. Прочесть не как роман, не как сериал, но как наставление, как руководство жизни.Как призыв к жизни.
Все производные слова «русский» заряжены энергией упорства и желанием жить без чьей бы то ни было указки: русские штыки, русская армия, русский флот, русский дух, русский мир, русский солдат, русский фронт. Почему так? С чем это связано? Потому, что слово русский — это слово-знамя, а знамена всегда под собой собирают активных людей.
Произношение этого слова начинается на рокочущую букву «р», переходит в упорную «у», акцентируется на успокаивающем двойном «с» и заканчивается на выдохе. Как удар.
Русские — очень «раскрученный» бренд, сопричастность ко всему русскому дает человеку большой заряд самоуважения и позиционирует его во внешнем мире как представителя самой большой страны, с богатейшей историей побед, достижений, завоеваний и открытий. С тысячелетней историей созидательности, с русским балетом, русской культурой и гордой фразой «Русские — не сдаются!».
К сожалению, на данный момент понятие «русский» очень и очень размыто: сказываются «интернациональный» советский период и понятийная путаница в средствах массовой информации.
Многим людям хочется сказать про самого себя: Я русский! Но принадлежность к русским — это не модная футболка: захотел — надел, стало не выгодно — снял, надоела в таком виде — взял переделал под свой вкус, другу понравилась — дал поносить или обменялся на время. Русская самоидентификация — это ответственность и обязанность. Мало хотеть быть русским, надо обязательно соответствовать этому.
Надо быть носителем русских признаков и демонстрировать окружающим принадлежность к русской культуре: без этого ваш национальный выбор будет всего лишь подделкой под модный тренд, попыткой смухлевать в надежде на получение определенных социальных преференций. К сожалению, современный принцип самоназвания себя русским не подразумевает собой процесса обрусевания, как процесса сознательного приобщения к русскому народу — его культуре, традициям, религии и мировоззрению.
На данный момент, в одной временной точке сошлось несколько конфликтующих этно-идеологических течений, которые и породили коллективный поиск критериев русской этнической идентичности. Вот эти направления:
-советский интернационализм — которому свойственно самозаписывание себя в русские просто по личному желанию,
-либеральная и западная русофобия — которая характеризуется максимально острым презрением, переделкой, переформатированием (околорусские этнонимы и самоназвания: русскоязычные и т.д) и уничтожением всего русского,
-этнический русский патриотизм — мощное течение борющееся с давлением на всё этнически русское,
-возрождение Православия — которое считает, что не крещённый не может быть по-настоящему русским,
-образование государств в постсоветских республиках — национальным элитам которых важно обосновать отказ своих граждан от русскости.

Определения понятия Русский
Самые распространенные мнения-подходы-трактовки, которые, каждое по-своему, даёт определение понятию “русский” и “русские”.
Итак, русские это:
Народ. Данный подход опирается на тот факт, что народ — термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство), имеющую, кроме этого, несколько объединяющих признаков: язык, культуру, территорию, религию и историческое прошлое. То есть, народ — это явление социокультурное, подразумевающее, что русским можно родиться или стать, а на понятие “русский” влияют учёные этнографы, антропологи, историки и культурологи.
Плюсы: самые чёткие критерии относящиеся к понятию “русский” относятся именно к этому подходу; манипулятивное и спекулятивное влияние на русских очень ограничено.
Минусы: такой подход усложняет государственной аристократии процессы управления страной, так как требует финансово затратных мероприятий по поддержанию численности русских и соблюдения элементов их чёткой идентичности.
Нация.
В данном случае, русские — это явление политическое, так как нация — это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Нацию изучает теория политических учений, а основной задачей нации является воспроизведение общей для всех граждан страны культурной и гражданской идентичности. То есть формированием понятия “русские” занимаются политики.
Плюсы: очевидна удобность данного подхода для правящей аристократии, так как он позволяет ей вылепить-сформировать тех русских, которые ей удобны для удовлетворения своих амбиций и решения определённых государственных задач.
Минусы: понятия народа исчезает-растворяется в “плавильном котле” нации; смена политических приоритетов изменит “русскую сущность”, а погоня за политическими очками и пристрастие к политическому пиару превращает обсуждение понятия “русские” в ток-шоу по принципу “Политика – искусство возможного”.
Гражданство РФ.
Любой гражданин РФ – это русский. Самое простое определение принадлежности к русским. Особенностью этого мнения является тот факт, что за рубежом (Европа, США, Канада, Австралия и т.д.), любой гражданин России обозначается словом “russian”, – что переводится как “русский”. То есть за границей все граждане РФ – это русские, так как отдельного перевода для понятия “россиянин” просто не существует.
Плюсы: это самый простой подход к решению “русского вопроса”; популярная фраза “Заграница нам поможет!” подходит сюда лучше всего; увеличение списочного числа граждан РФ автоматически означает увеличение числа русских.
Минусы: перестав быть гражданином РФ, человек перестает быть русским.
Состояние души.
Русский по духу. Некое самоощущение основанное на наборе возвышенных и культурных посылов, знаний, привычек, стереотипов, шаблонов. То есть, подразумевается наличие у человека или группы людей неких нравственных и поведенческих признаков, соответствующих определенному мнению, сформированному творческой интеллигенцией о русских в книгах, фильмах, рассказах и народной молве.
Плюсы: позволяет любому человеку на основе своих собственных предпочтений отнести себя к русским и наделить русскостью похожую на себя группу людей; равно как и позволяет лишить человека или группу принадлежности к русскому народу также единолично.
Минусы: предоставляет широчайшее поле для трактовок понятия “русский” внося ещё большую сумятицу и неразбериху, а также провоцируя конфликты на этой почве.
Приверженность идеологии.
“Русские — это больше чем национальность. Русские — это прежде всего идеологический подход.” Данное мнение подразумевает положение человека по отношению к понятиям “друг-враг”, “свой-чужой”, “полезно-вредно” и т.д. Личное восприятие того или иного лозунга раздающегося из газеты-радио-телевизора или на митинге — самое яркое явление этого подхода. Плюсы: очень удобно для быстрого сплачивания больших масс вокруг некоей главенствующей, в данный момент, идеологии; возглас “Наших бьют!” осуществляет мгновенную мобилизацию некоего социума.
Минусы: со сменой правящей идеологии, и/или идеологов ее формирующих, меняется и концепция русскости.
Декларация русской идентичности
11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России» была принята Декларация русской идентичности.
Из декларации:
Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. Это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа. Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции.

Уникальность этногенеза русского народа заключается в том, что на протяжении веков подобное принятие русской идентичности урожденными представителями других национальностей было не результатом принудительной ассимиляции тех или иных этнических групп («русификации»), а следствием свободного личного выбора конкретных людей, связывавших с Россией свою жизнь и судьбу. Именно так в состав русского народа часто входили татары, литовцы, евреи, поляки, немцы, французы, представители других национальностей. Примеров подобного рода — великое множество в русской истории.

В русской традиции важнейшим критерием национальности считался национальный язык (само слово «язык» — древний синоним слова «национальность»). Владение русским языком обязательно для всякого русского. Вместе с тем, обратное утверждение — принадлежность к русскому народу обязательна для всякого русскоговорящего — неверно. Так как русский народ выступил государствообразующим народом России и народом-строителем Российской цивилизации, русский язык получил широкое распространение. Существует немало людей, считающих русский язык родным, но при этом ассоциирующих себя с другими национальными группами.

В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты.

Таким образом, принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.

Ощутить это, в конечном итоге, может только сам носитель национальной идентичности, совершая свой личный выбор. При этом национальное самосознание неизбежно означает солидарность с судьбой своего народа. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации.

На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.

Как мудро было замечено Патриархом Кириллом в декларации русской идентичности, и с ним сложно не согласиться, принадлежность к Русскому народу определяется сложным комплексом связей: генетическими, брачными, языковыми, культурными, религиозными, историческими.
Без потери смысла и для удобства, это можно чуточку упростить — принадлежность к русскому народу определяется сложным комплексом из четырех связей:
-этническими — генетическими и брачными;
-культурными — в том числе языковыми;
-конфессиональными — религиозными;
-историческими — историческая память и личная сопричастность.

Критерии русскости

Таких критериев три – объективный, объективно-субъективный и субъективный. Только все три критерия вместе позволят определить Русского человека. Итак:
1. Русский по рождению – отец – Русский, мать – Русская, либо один из родителей – Русский (-ая). Кровь – объективный критерий. Русским может считаться тот и только тот человек, у которого хотя бы один из родителей — Русский.
2. Восприятие другими – объективно-субъективный критерий. Русским может считаться тот и только тот человек, который воспринимается большинством других Русских людей, как Русский, т. е. как Сородич. Это влечёт за собой необходимость владения русским языком и нахождения в русском культурном поле.
3. Русский по духу, убеждению и культуре (наличие у человека определённых нравственных и поведенческих признаков, соответствующих определенному мнению о Русских). Самосознание – субъективный критерий. Русский человек сам себя должен воспринимать именно Русским. Только в этом случае он им будет на самом деле.
Другие критерии:
-Русский по вероисповеданию – Русский, значит, православный.
-Русский по языку: человек говорит и думает по-русски, русский язык для него родной
-Русский по внешности (см. Русская внешность)
В обыденном сознании мы относим людей к тому или иному народу по родству («по крови»). Родился от русских родителей — значит, русский. В большинстве случаев верно, потому что с первого дня жизни ребенок омывается волнами русского мира — слышит русский язык и манеру речи, мать напевает ему русскую колыбельную, с кухни доносятся запахи русской еды. Он начинает подрастать и сам уверен что «родился русским». Труднее в этом разобраться, если отец и мать из разных народов, тут уж приходится выбирать, по общему согласию (и в зависимости от обстановки).
Предок Пушкина ребёнком попал к Петру I и вырос русским человеком, ничего эфиопского, кроме тёмной кожи, у него не осталось. Так что объективно русские это те, кто воспитан в русской культуре. Но не менее важна сторона субъективная: чтобы быть русским, надо себя осознавать как русского человека.
Так что вот два первых критерия: к русским надо причислять людей русской культуры, которые сами считают себя русскими.
Исторически Русским считался тот, кто принял русское подданство, русскую веру (православие), тот, кто воспринял русскую систему ценностей, традиции, эстетику и др.
Для крестьян, составлявших подавляющее большинство российского общества в XVIII веке, национальность была тесно связана с верой, и понятие «православный» было синонимом слова «русский».
Таким образом, Русский – это человек, считающий себя Русским, говорящий и думающий на русском языке, признающий православное христианство основой национальной духовной культуры, ощущающий солидарность с судьбой Русского народа.
Если человек родился не Русским, но хочет быть им – значит он должен обрусеть: принять православие и жить по его канонам, сменить имя, а иногда и фамилию, говорить и жить только по-русски и в соответствии с набором русских ценностей.
За несколько веков совместной жизни в России очень многие люди по своей культуре и языку перестали отличаться от русских. Они выглядят как русские, носят русские фамилии, живут в России среди русских людей, но сами считают себя, например, чувашами, украинцами, мордвинами или белорусами. Это, конечно, их право, но когда человек с русской внешностью с русским именем и фамилией говорит, что никакой он не русский и ненавидит Россию, это уже черезчур.
Можно, конечно, рвать на груди рубаху и потрясать кулаками: «Отступники! Отщепенцы! Манкурты! Ренегаты! Предатели! Выродки! Вырусь!» Но делу это не помогает. Тут или надо найти способ вернуть «отщепляющихся» в лоно русского народа, или сделать так, чтобы таких манкуртов, предающих свою Родину больше не было.
Образцовый русский человек
Каким должен быть образцовый русский человек?
Во-первых, образцовый русский — это РУССКИЙ НАЦИОНАЛИСТ, то есть человек, ставящий интересы русской нации превыше интересов других наций, а также прилагающий все усилия для обретения русской нацией политической, экономической и информационной субъектности (что, собственно, и превращает аморфный «народ» в конкретную «нацию»). Само собой, русский человек может ставить на первое место интересы украинской нации, балтийских, кавказских, среднеазиатских народов или даже абстрактного «цивилизованного мира», но вряд ли нам стоит приводить такого человека в пример. Русский, испытывающий отвращение к русскому национализму и русской нации, является или больным (и тогда его надо лечить посредством просвещения, увещевания и цивилизованной дискуссии), или же нерусским, зачем-то пытающимся прикрываться славным русским именем. Проблема лишь в том, что среди “русских” националистов слишком много быдла, которые дискредитируют русских перед россиянами (например, не верно трактуя значение фразы “Россия для русских”). Из-за этого многие русские относятся к этим “русским” националистам крайне негативно, а про россиян и говорить нечего. При этом репутация подлинных русских националистов безнадёжно испорчена ибо разные псевдонационалисты создают негативный образ русского национализма у обывателя, что не редко приводит к тому, что сами русские начинают имспытывать отвращение к русскому национализму и даже записывают себя в другие народы, например “сибиряки”.
Во-вторых, образцовый русский — это ИНТЕЛЛИГЕНТ, то есть человек, имеющий высшие духовные интересы и регулярно занимающийся умственным трудом. Русский человек при этом может работать на заводе или в шахте, но если после смены он не идет пить водку и заниматься развратом, а открывает томик Ключевского, пылая интересом к истории, культуре, науке — всему, что больше нашей повседневности и что требует умственного усилия — то мы можем сказать, что этот человек старается вести интеллигентный образ жизни. Отдельно следует заметить, что относительно небольшая банда престарелых похотливых евреев, захвативших славное имя русской интеллигенции, ни к русским, ни тем более к интеллигентам никакого отношения не имеет. Зато к интеллигенции, скорее всего, имеете отношение вы, дорогой читатель — поскольку тратите своё время на чтение сайта, где нет ничего про модные прически, 10 способов соблазнить девушку, выгодные тарифы и предложения, но есть множество текстов про русскую культуру и историю.
В-четвертых, образцовый русский — это РЕАЛИСТ, ибо жизнь в суровой северной стране приучила наш народ следить не за словами, но за делами. Критический реализм — сердце нашей литературной традиции, которая, в свою очередь, является сердцем нашей национальной культуры. Склонность к коммунизму, мистицизму, аффективной религиозности и вере во всевозможные мессианские идеологии и способы решить все и сразу — от прихода Мессии до перестроечной программы «500 дней» и путинского Хитрого Плана — явный признак повреждения национального культурного кода. Образцовый русский помнит о том, какие жестокость и безумие посещали нашу землю в прошлые века, и потому смотрит на жизнь сурово и трезво.
В-пятых, образцовый русский — это ЕВРОПЕЕЦ, поскольку древнегреческая философия, древнеримское право, византийская христианско-государственная традиция, просвещённый абсолютизм и европейский гуманизм сформировали саму суть нашей нации, не имеющей в своей основе ничего азиатского. Образцовый русский ощущает себя органичной частью европейской цивилизации, а вопрос о «цивилизационном выборе» для него столь же нелеп, как предложение выбрать себе другую мать.
В-шестых, образцовый русский ПОЗИТИВНО ОТНОСИТСЯ К ПЕРИОДУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, поскольку в это время наша национальная культура достигла высшей степени своего развития, породив гениев и пророков, на которых мы ориентируемся до сих пор. Период Российской Империи — это ларец с сокровищами предков, из которого наша нация будет черпать вдохновение и утешение даже и через тысячу лет. К советскому же периоду образцовый русский относится негативно, поскольку всё то, что составляет суть русскости — национализм, интеллигентность, гуманизм, реализм, европейство — было особо жестоко и особо цинично попрано в Советском Союзе (начиная от создания нацреспублик, массовых репрессий, водочного материализма и тоталитарной диктатуры, и заканчивая безумными обещаниями построить коммунизм к 1980-му году, в каковые обещания требовалось верить под угрозой наказания).
В-седьмых, образцовый русский ПОЛОН ТИХОЙ СВЕТЛОЙ ГОРДОСТИ ЗА РУССКУЮ НАЦИЮ, русскую культуру и русскую историю. Это не крикливый базарный национализм малых народов, стремящихся сорвать глотку, лишь бы их заметили, но твердое спокойное осознание своей принадлежности к одной из величайших наций в истории, что прославилась как высочайшей европейской культурой, так и громкими военными победами, и потому не нуждается в излишней рекламе. Попытки очернить русскую нацию, русскую культуру и русскую историю («Гоголь был тайным казаком Веркой Сердючкой, вы все пьяные крепостные рабы, отдайте исконно украинскую Кубань!») образцовый русский воспринимает с ледяным презрением. После чего по возможности прилагает усилия, чтобы сжить очернителей со свету.
Конечно, можно сказать, что лишь малая часть нашего народа соответствует этим критериям, но так на то и приписка — «образцовый». Думаю, образцовых англичан, образцовых французов или там образцовых американцев не так уж много (можем ли мы назвать, например, президента Обаму «образцовым американцем»?). Скорее, приведенный выше список критериев — тот идеал, к которому следует стремиться, который следует претворять в жизнь как посредством самосовершенствования, так и посредством пропаганды среди других русских.
Несомненно, найдётся немало граждан, попытающихся дополнить этот базовый список своими соображениями и уточнениями, и несомненно, что расширение этого списка может идти до бесконечности — поэтому я обозначил в нем лишь столпы, основополагающие принципы, исходя из которых можно оценивать другие, частные случаи, явления и стремления, не имеющие общерусского значения.

БЫТЬ РУССКИМ

Быть русским – не заслуга,но обуза,
Когда под гул набата, на бегу,
Вожжами подпоясавшись кургузо,
Хватаем мы оглоблю и слегу.

О собственной забыть беде и боли,
Не поумнев нисколько до седин…
Быть русским – значит, воином быть в поле,
Пусть даже в этом поле ты один.

Быть русским – не награда, а расплата.
За то, что миру душу нараспласт,
За чужака встаешь ты, как за брата,
А он потом тебя же и продаст…

Быть русским – значит застить путь бандитам,
Что топчут нашу землю сапогом.
Быть русским – это значит быть убитым
Собратом чаще, нежели врагом.

Быть русским – провидение и право,
Не устрашась ни пули, ни ножа,
Топыриться упрямо и шершаво,
Не уступая татям рубежа.

Быть русским, значит быть в надежной силе.
И презирать родной землёю торг.
Не зря ж Суворов рек при Измаиле:
– Мы русские! Ура! Какой восторг!..

Я – русский! Сердцем, духом, вздрогом кожи.
Горжусь я древним прозвищем моим.
Не дай мне, хоть на миг, хоть в чем-то, Боже,
Не русским стать, а кем-нибудь другим!

Е.Скворешнев