Александр Невский (фильм)

Александр Невский Александр Невский – советский исторический художественный фильм.
Сюжет.
В основе сюжета фильма лежит биография одного из самых значимых правителей Руси – новгородского князя и
великого русского полководца Александра Невского. Это история о важнейшей победе на Чудском озере, подтверждающей тот факт, что Русский народ велик не только своей безмерной силой, верностью, храбростью, но и смекалкой.
Первая половина XIII века. На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского Ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. В Новгороде срочно собирается вече, на котором избирается человек, достойный вести дружину русских богатырей против иноземных войск. Опытный полководец, переяславский князь Александр, после битвы со шведами на Неве получивший прозвище Невский, с согласия всего народа становится главнокомандующим и надеждой всея Руси. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русские войска окружают противника, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжёлыми доспехами лёд.
Факты.
-Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” был создан в 1938 году, когда над Советским Союзом висела угроза войны с Германией. Да и тематика была выбрана не случайно – рыцари Тевтонского Ордена напрямую ассоциировались у советского зрителя с войсками гитлеровских захватчиков.
-Фильм не просто имел оглушительный успех при выходе на экраны, но и преподнёс Сергею Эйзенштейну немало приятных сюрпризов: тот не просто получил за свою работу Сталинскую премию, но также степень доктора искусствоведения без необходимости защищать диссертацию. Впрочем, путь киноленты не был простым и лёгким: скоро фильм был снят с проката, дабы не портить с Германией политические отношения, которые Россия стремилась всеми силами наладить. Но после начала ВОВ фильм снова вернулся на экраны и популярность его стала ещё больше.
-Съёмки на Чудском озере проводились в павильоне. Эта сцена снималась весной, соответственно, льда в нужных объёмах найти было невозможно, поэтому вместо него использовался пенопласт.
-На экраны лента вышла с некачественной звуковой дорожкой. Изначально планировалось сделать переозвучку, однако сам Сталин успел не просто посмотреть ленту с черновым низкокачественным звуком, но и одобрить ее. Эйзенштейн не стал вносить изменения, коль скоро лента получила одобрение от Сталина.
-На советском ордене Александра Невского, учреждённом в 1942 году, изображён лик не самого Александра Невского, чьих прижизненных портретов не существует, а Николая Черкасова, исполнившего главную роль в этом фильме.
-Фильм действительно стал легендой и был буквально растащен на цитаты и видеоряды. К примеру, сцену ледового побоища из фильма можно видеть в качестве фона для другой ленты: для «Синей птицы», где воины запечатлены в образах солдат всех стран и эпох. Даже Голливуд не обошёл «Невского» стороной: доспехи злодеев для «Конана-Варвара» создавались по мотивам рыцарских доспехов из советской ленты.
-Кадры из фильма использованы в пропагандистском фильме «Почему мы сражаемся. Битва за Россию» (США, 1943).
-Фигуры тевтонцев из фильма были использованы в технологии ротоскопии для анимационного фильма «Властелин колец» Ральфа Бакши. Поверх рыцарей были нарисованы орки.
-В фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска.
-В 1-й серии американского телесериала 2000 года «Клинок ведьм» (режиссёр Ральф Хемекер) главная героиня (в исполнении Янси Батлер) видит во сне историю браслета, при этом частично используется нарезка из кадров битвы на Чудском озере.
-Князь Александр в фильме не осеняет себя крёстным знамением ни перед походом на бой, ни перед храмовым звоном, тогда как в реальности в ту эпоху православный человек даже за стол не садился, предварительно не перекрестившись. Данный момент сложно назвать полноценным киноляпом, так как это была осознанная ошибка как дань антирелигиозной политики СССР, которая глубоко проникла в область культуры и искусства.
-Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев.